Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Как бы мы вели себя, наблюдая конец света? Иван Айвазовский своей картиной «Всемирный потоп» призывает нас помнить о смерти, думать, прежде всего, о том, с чем мы придём на суд Божий.
— Никита, быстрее, вот уже мой подъезд! Сейчас спрячемся от дождя у меня дома.
— Ну и непогода разыгралась в Москве, Маргарита Константиновна! Никогда такого не видел!
— Чуть не смыл нас с тобой... Вот мы и дома. Сейчас отогреемся. Чайку надо поставить.
— Я с удовольствием попил бы горячего чаю...
— Кстати, такой сильный ливень я в последний раз видела у вас в Петербурге, дорогой племянник. В Русском музее.
— В Русском музее?.. А! Наверное, на какой-нибудь картине!
— Точно! И у меня даже есть открытка с изображением этого шедевра, я тогда купила её в киоске музея. Сейчас найду... Где-то здесь в ящичке. Вот она! Работа кисти Ивана Айвазовского «Всемирный потоп».
— Да, устрашающий сюжет...
— Эту картину художник написал в 1864 году и посвятил её ветхозаветному событию, описанному в Книге Бытия. В Книге написано: «Сорок дней длился потоп... Вода всё прибывала и затопляла землю... И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди... Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге».
— Хорошо, что и мы с вами уцелели в такую непогоду! А вот этих погибающих в пучине наводнения людей, которых изобразил художник на картине, мне очень жаль... Смотрите: они пытаются спастись, цепляются за края скалистого выступа, кто-то тонет во всё прибывающей воде. Тяжело на это смотреть...
— Иван Константинович очень реалистично изобразил всемирный потоп. Гений морского пейзажа, он искусно показал водную стихию, стирающую с лица земли всё живое.
— Но за что Господь разгневался на людей?
— Милосердный и терпеливый Господь настолько был огорчён людскими пороками, что решил истребить весь человеческий род, сохранив жизнь лишь праведному Ною и его семье. Бог обрушил на землю дождь, который, согласно библейскому преданию, шёл 40 дней и 40 ночей. Видишь, слева на картине «Всемирный потоп» Айвазовский изобразил мощные дождевые потоки на фоне страшного, серо-жёлтого грозового неба?
— Да, а ещё вижу, как эти дождевые потоки сливаются с огромными волнами, которые смывают людей со скалистого берега...
— И здесь важно обратить внимание, как мастер изобразил людей. Если хорошенько приглядеться, можно заметить, насколько по-разному они себя ведут. Кто-то молится — его руки обращены к небу, кто-то спасает другого человека... Художник в мельчайших деталях передаёт состояние людей, оказавшихся перед лицом смерти.
— Глядя на эту картину, и нам есть о чём задуматься...
— Своей работой мастер призывает помнить о смерти, думать о том, с чем мы придём на суд Божий. Всемирный потоп — своего рода прообраз Страшного суда. Но добро и свет одержат победу над злом и грехами. И художник показывает это.
— А, я кажется, догадался. Вы имеете в виду полоску светлеющего неба справа над горизонтом. Она будто говорит нам, что выход есть, и через праведного Ноя человечество будет спасено. Хотелось бы увидеть этот шедевр воочию. Вы сказали, он находится в Русском музее?
— Да, Никита. Как только вернёшься домой в Петербург, ты сможешь увидеть картину Ивана Айвазовского «Всемирный потоп» в оригинале. Она и в самом деле впечатляет.
Василий Бакшеев. «Молебен с водосвятием»
— Как много в Пермской картинной галерее экспонатов, рассказывающих о православной вере! Правда, Андрюша?
— Да, Алла, здесь богатая коллекция богослужебных предметов и старинных икон.
— И картин с религиозными сюжетами! Например, посмотри – «Молебен с водосвятием».
— Работа выразительная! Священника пригласили в частный дом, чтобы совершить богослужение. Вот он стоит, с крестом – старенький уже, седой. Рядом с батюшкой поёт церковный служка. Остальные участники молебна внимательно слушают, крестятся.
— Написал это полотно Василий Бакшеев. Ты знаешь о нём что-нибудь?
— Талантливый художник! Представляешь, он прожил девяносто пять лет, из них половину – в девятнадцатом, половину – в двадцатом веке.
— А полотно «Молебен с водосвятием» когда было написано?
— На перекрестке столетий, в 1894 году. В самое безоблачное время в жизни Василия Николаевича! Он два года как женился по большой любви на Анне Лосевой. Супруги построили дом в подмосковной деревне Зайцево. В усадьбе часто гостили Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, другие художники. Там царила атмосфера дружбы и творчества.
— Наверное, поэтому и картина получилась такой светлой! Комната, в которой совершается молебен, залита солнцем. Окно распахнуто, за ним угадывается свежая зелень. Лёгкий ветерок колышет белоснежные занавески. Кажется, они недавно постираны и накрахмалены. Как и покрывала – на комоде, на стуле и маленьком круглом столике.
— А на цветовую гамму ты обратила внимание? Она говорящая! Занавески и покрывала, обои на стенах и деревянный пол выдержаны в бело-золотистых тонах с голубыми бликами. Те же цвета мы видим в одежде священника, но только здесь они уже насыщенные, густые. На батюшке синяя ряса, а поверх неё золотая риза, она называется фелонь.
— Ой, получается, как будто облачение батюшки отражается на всех предметах вокруг!
— Такой приём в живописи называется рефлексом. И Василий Бакшеев использовал его неспроста. Художник показал, что визит священника и связанная с ним общая молитва изменяют действительность.
— Андрюш, а я вот задумалась – а почему в комнате так пусто? Из мебели здесь только комод, два стула и маленький круглый столик – на нём стоит чаша для освящения воды. Ни ковров, ни картин на стенах.
— И даже икона, перед которой совершается молебен, не в красном углу помещена, а на стуле. Полагаю, хозяева недавно переехали, дом ещё не обжит. Смотри, доски, которыми выложен пол, совсем свежие.
— Так, наверное, эти люди затем и позвали батюшку – чтобы освятить жилище?
— Верно! И художник призывает нас верить, что жизнь в новом доме, начатая с молитвы, будет чистой и светлой. Как эта солнечная комната с распахнутыми в зеленый сад окнами.
— А у меня на сердце стало светлее от картины Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием»!
Картину Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием» можно увидеть в Пермской государственной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема