Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Как бы мы вели себя, наблюдая конец света? Иван Айвазовский своей картиной «Всемирный потоп» призывает нас помнить о смерти, думать, прежде всего, о том, с чем мы придём на суд Божий.

— Никита, быстрее, вот уже мой подъезд! Сейчас спрячемся от дождя у меня дома.
— Ну и непогода разыгралась в Москве, Маргарита Константиновна! Никогда такого не видел!
— Чуть не смыл нас с тобой... Вот мы и дома. Сейчас отогреемся. Чайку надо поставить.
— Я с удовольствием попил бы горячего чаю...
— Кстати, такой сильный ливень я в последний раз видела у вас в Петербурге, дорогой племянник. В Русском музее.
— В Русском музее?.. А! Наверное, на какой-нибудь картине!
— Точно! И у меня даже есть открытка с изображением этого шедевра, я тогда купила её в киоске музея. Сейчас найду... Где-то здесь в ящичке. Вот она! Работа кисти Ивана Айвазовского «Всемирный потоп».
— Да, устрашающий сюжет...
— Эту картину художник написал в 1864 году и посвятил её ветхозаветному событию, описанному в Книге Бытия. В Книге написано: «Сорок дней длился потоп... Вода всё прибывала и затопляла землю... И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди... Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге».
— Хорошо, что и мы с вами уцелели в такую непогоду! А вот этих погибающих в пучине наводнения людей, которых изобразил художник на картине, мне очень жаль... Смотрите: они пытаются спастись, цепляются за края скалистого выступа, кто-то тонет во всё прибывающей воде. Тяжело на это смотреть...
— Иван Константинович очень реалистично изобразил всемирный потоп. Гений морского пейзажа, он искусно показал водную стихию, стирающую с лица земли всё живое.
— Но за что Господь разгневался на людей?
— Милосердный и терпеливый Господь настолько был огорчён людскими пороками, что решил истребить весь человеческий род, сохранив жизнь лишь праведному Ною и его семье. Бог обрушил на землю дождь, который, согласно библейскому преданию, шёл 40 дней и 40 ночей. Видишь, слева на картине «Всемирный потоп» Айвазовский изобразил мощные дождевые потоки на фоне страшного, серо-жёлтого грозового неба?
— Да, а ещё вижу, как эти дождевые потоки сливаются с огромными волнами, которые смывают людей со скалистого берега...
— И здесь важно обратить внимание, как мастер изобразил людей. Если хорошенько приглядеться, можно заметить, насколько по-разному они себя ведут. Кто-то молится — его руки обращены к небу, кто-то спасает другого человека... Художник в мельчайших деталях передаёт состояние людей, оказавшихся перед лицом смерти.
— Глядя на эту картину, и нам есть о чём задуматься...
— Своей работой мастер призывает помнить о смерти, думать о том, с чем мы придём на суд Божий. Всемирный потоп — своего рода прообраз Страшного суда. Но добро и свет одержат победу над злом и грехами. И художник показывает это.
— А, я кажется, догадался. Вы имеете в виду полоску светлеющего неба справа над горизонтом. Она будто говорит нам, что выход есть, и через праведного Ноя человечество будет спасено. Хотелось бы увидеть этот шедевр воочию. Вы сказали, он находится в Русском музее?
— Да, Никита. Как только вернёшься домой в Петербург, ты сможешь увидеть картину Ивана Айвазовского «Всемирный потоп» в оригинале. Она и в самом деле впечатляет.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица