Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Как бы мы вели себя, наблюдая конец света? Иван Айвазовский своей картиной «Всемирный потоп» призывает нас помнить о смерти, думать, прежде всего, о том, с чем мы придём на суд Божий.

— Никита, быстрее, вот уже мой подъезд! Сейчас спрячемся от дождя у меня дома.
— Ну и непогода разыгралась в Москве, Маргарита Константиновна! Никогда такого не видел!
— Чуть не смыл нас с тобой... Вот мы и дома. Сейчас отогреемся. Чайку надо поставить.
— Я с удовольствием попил бы горячего чаю...
— Кстати, такой сильный ливень я в последний раз видела у вас в Петербурге, дорогой племянник. В Русском музее.
— В Русском музее?.. А! Наверное, на какой-нибудь картине!
— Точно! И у меня даже есть открытка с изображением этого шедевра, я тогда купила её в киоске музея. Сейчас найду... Где-то здесь в ящичке. Вот она! Работа кисти Ивана Айвазовского «Всемирный потоп».
— Да, устрашающий сюжет...
— Эту картину художник написал в 1864 году и посвятил её ветхозаветному событию, описанному в Книге Бытия. В Книге написано: «Сорок дней длился потоп... Вода всё прибывала и затопляла землю... И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди... Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге».
— Хорошо, что и мы с вами уцелели в такую непогоду! А вот этих погибающих в пучине наводнения людей, которых изобразил художник на картине, мне очень жаль... Смотрите: они пытаются спастись, цепляются за края скалистого выступа, кто-то тонет во всё прибывающей воде. Тяжело на это смотреть...
— Иван Константинович очень реалистично изобразил всемирный потоп. Гений морского пейзажа, он искусно показал водную стихию, стирающую с лица земли всё живое.
— Но за что Господь разгневался на людей?
— Милосердный и терпеливый Господь настолько был огорчён людскими пороками, что решил истребить весь человеческий род, сохранив жизнь лишь праведному Ною и его семье. Бог обрушил на землю дождь, который, согласно библейскому преданию, шёл 40 дней и 40 ночей. Видишь, слева на картине «Всемирный потоп» Айвазовский изобразил мощные дождевые потоки на фоне страшного, серо-жёлтого грозового неба?
— Да, а ещё вижу, как эти дождевые потоки сливаются с огромными волнами, которые смывают людей со скалистого берега...
— И здесь важно обратить внимание, как мастер изобразил людей. Если хорошенько приглядеться, можно заметить, насколько по-разному они себя ведут. Кто-то молится — его руки обращены к небу, кто-то спасает другого человека... Художник в мельчайших деталях передаёт состояние людей, оказавшихся перед лицом смерти.
— Глядя на эту картину, и нам есть о чём задуматься...
— Своей работой мастер призывает помнить о смерти, думать о том, с чем мы придём на суд Божий. Всемирный потоп — своего рода прообраз Страшного суда. Но добро и свет одержат победу над злом и грехами. И художник показывает это.
— А, я кажется, догадался. Вы имеете в виду полоску светлеющего неба справа над горизонтом. Она будто говорит нам, что выход есть, и через праведного Ноя человечество будет спасено. Хотелось бы увидеть этот шедевр воочию. Вы сказали, он находится в Русском музее?
— Да, Никита. Как только вернёшься домой в Петербург, ты сможешь увидеть картину Ивана Айвазовского «Всемирный потоп» в оригинале. Она и в самом деле впечатляет.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



