
— Спасибо тебе, Андрюша, что привез меня сюда, в усадьбу Середниково! Я и не знала, что в паре километров от Зеленограда есть такой заповедный уголок. Мне нравится и архитектурный ансамбль, и парк, и речка Горетовка. А на противоположном берегу, смотри, какая деревенька очаровательная.
— Это село Лигачёво, им в своё время вот так же был очарован художник Константин Юон. Именно там он встретил свою единственную любовь и жену, Клавдию Алексеевну Никитину. Сейчас я покажу тебе, сестрёнка, её портрет, найду в интернете... Вот, посмотри. Работа называется «Утро в деревне. Хозяйка».
— Какая радостная картина! Она здесь, в усадьбе хранится?
— Нет, в Казани, в музее изобразительных искусств.
— Жаль, далеко, я бы полюбовалась. Написано восхитительно! Комната деревенского дома залита светом. Лучи струятся в распахнутое окно. Деревянный пол и мебель на солнце отливают золотом. В комнате тепло, хозяйка ходит босая. На ней длинная тёмная юбка и белая лёгкая маечка. Женщина достала из резного буфета кувшин, мешочек с мукой, наверное, собирается замешивать тесто. Она настоящая красавица — круглолицая, большеглазая, с косой до пояса.
— Вот эта русская красота и поразила Константина Юона, когда он впервые увидел Клавдию Алексеевну в тысяча девятисотом году. Художнику тогда исполнилось двадцать пять лет. Он стоял с этюдником на берегу Горетовки, а она неспешно поднималась от речки с полными вёдрами на коромысле. Девушка двигалась величаво и плавно, словно плыла, как лебедь по воде.
— Художник полюбил красавицу с первого взгляда?
— Да и счастливо прожил с ней всю свою жизнь. А ведь многие сомневались, что этот союз будет прочным.
— Кто сомневался?
— В первую очередь родители художника.
— Почему?
— Клавдия Алексеевна была из крестьян, и Юоны посчитали, что она не пара их сыну.
— По материальному положению?
— Да, семья художника была весьма состоятельной — отец владел страховой компанией в Москве. Но дело не только в этом. Константин вырос в творческой атмосфере. В доме Юонов устраивали концерты и спектакли, для которых сами писали сценарии, шили костюмы, расписывали декорации. И родителям казалась, что девушка, далёкая от искусства, не может стать настоящей подругой их сыну. Константин все-таки женился, и отец с матерью долго на него сердились.
— Но потом они помирились?
— Художник много лет пытался восстановить отношения с родителями, это было нелегко. Однако же, когда мама с папой смирились и познакомились поближе с Клавдией Алексеевной, она стала их любимой невесткой. Можно сказать, дочкой.
— Опасения, что крестьянка не сможет разделить творческий путь художника, оказались напрасными?
— Конечно! Клавдия Никитина выросла на природе и очень тонко чувствовала красоту. Константин Фёдорович доверял её вкусу, советовался, когда писал картины. Но родителей Юона Клавдия Алексеевна покорила не способностью понимать живопись, а кротостью, добротой, отзывчивостью и радушием.
— Все эти качества супруги Константин Юон смог отобразить на картине «Утро в деревне. Хозяйка». От облика женщины на полотне веет теплом. Смотришь и понимаешь, что она любит и любима.
— Полотно написано в 1924 году, к этому моменту супруги прожили вместе уже почти четверть века, но тепла в отношениях не утратили. Да что там, они сохранили его до самой смерти.
Картину Константина Юона «Утро в деревне. Хозяйка» можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан в Казани.
Все выпуски программы: Краски России
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема