Еф., 231 зач., V, 25-33.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как сохранить семью? Как восстановить отношения, которые находятся на грани разрыва? Предлагает ли христианство какой-то способ? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Ситуация в отношениях между супругами в иудейском мире времён апостола Павла была далеко не радужная. Большую роль в этом играл статус женщины в обществе того времени. В древнем иудейском социуме она не являлась юридическим субъектом. У неё не было никаких прав. В этом смысле жена была собственностью мужа, по сути, просто вещью. Прав на развод она не имела. А вот супруг мог развестись с ней по любому поводу.
В греческом мире ситуация была не лучше. Сократ говорил: «Есть ли кто-то, кому вы доверяли более серьёзные дела, чем вашей жене, и есть ли кто-то, с кем бы вы говорили меньше, чем с ней?». То есть муж вёл полноценную общественную жизнь, а вместе с этим искал плотских наслаждений и развлекался на стороне. Жена в это время была обязана хранить семейный очаг, заниматься хозяйством и воспитанием детей. Свою жизнь она проводила в одиночестве.
А в Риме ко времени пришествия Христа институт семьи был вообще практически уничтожен. Философ Сенека, не без сарказма замечал о нравственном состоянии соотечественников: женщины выходят замуж для того, чтобы развестись, и разводятся, чтобы выйти замуж. Некоторые из них делают это так часто, что ведут летоисчисления не по именам консулов, как принято, но по именам бывших мужей.
На этом фоне и звучат слова апостола Павла об отношении супругов. Идея его слов проста: один мужчина, одна женщина — полноценный союз любви навек. При этом апостол цитирует самую первую книгу Ветхого Завета, книгу Бытия. Союз Адама и Евы предлагается здесь как норма всем последующим поколениям: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть».
То есть формула, которую предлагает апостол, стара, как сам мир. Ничего нового он не сказал. Все об этом так или иначе знали. Просто у людей не было сил соответствовать этой высокой планке. Мужчина и женщина устали друг от друга. Ведь любой союз без Бога обречён на кратковременность. На эмоциях далеко не уедешь.
Но теперь Бог стал человеком. Господь принёс людям новый источник, из которого можно черпать силы для полноценной жизни, в том числе и жизни в браке. Вот об этом источнике и проповедует Павел. Иными словами, апостол предлагает не новую модель брачного союза. Он призывает людей ко Христу, чтобы с Его помощью мы смогли вернуть себе то, что потеряли. Поэтому он и сравнивает союз мужчины и женщины с отношениями Христа и Церкви.
Подобно современникам Павла, мы знаем о том, какие должны быть нормальные отношения. Мы знаем, каков идеал. Читали, слышали, возможно, видели или даже испытали в своей жизни. Однако порой мы так устали друг от друга, столько у нас обид и претензий к своему спутнику, что нет желания даже видеть его. У нас нет сил что-то восстанавливать. Наш человеческий ресурс объективно иссяк. Возможно, в своём воображении мы уже давно гуляем где-то на стороне.
Сегодня апостол напоминает нам: не отчаивайтесь. То, что невозможно человеку, возможно Богу. Нам даже не обязательно идти к семейному психологу. Всё, что требуется от нас, — организовать свою личную жизнь по евангельским заповедям. Во всём искать волю Творца и стараться оказывать ради Него милость, великодушие и снисхождение ко всем, кто меня окружает. Сосредоточить все свои силы на том, чтобы на ежедневной основе приучать себя так жить. Не будем сомневаться, благодать Божия способна повернуть друг ко другу даже сердца врагов. Ведь только Христос в силах восстановить то, что кажется мёртвым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.