
«На до мною солнце не садится», студия Сахафильм, режиссёр Любовь Борисова
— Сынок... У меня к тебе есть одна маленькая просьба. Дело в том, что я раньше жил в этих прекрасных краях. Потом всю долгую жизнь мне пришлось скитаться то там, то сям. Но на старости лет я принял решение вернуться сюда, к могиле жены. Просто я чувствую, что мне пришло время отправиться на тот свет, очень скоро. Вот так. Так что умоляю тебя, выполни мою последнюю просьбу — похорони меня рядом с могилой моей любимой жены, хорошо? Не отказывай старику.
С таким неожиданным предложением обратился к парню по имени Алтан пожилой мужчина, которого он видел впервые в жизни. Они встретились на безлюдном северном острове в Баренцевом море, вдали от цивилизации. Алтан приехал на остров подработать — ухаживать за песцами на ферме своего дяди. А на самом деле — воспользовался случаем и попросту сбежал из дома. И на то были причины. После смерти матери отец отдал Алтана на воспитание бабушке, а сам женился снова. И взял сына назад, только когда Алтан стал совсем уже взрослым, а бабушка скончалась. Обида на отца не давала пареньку покоя даже вдали от цивилизации. А тут ещё этот старик... Неудивительно, что после его странной просьбы Алтан без слов бросился наутёк. Такие события разворачиваются на экране в картине якутского режиссёра Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится», фрагмент из которого только что прозвучал. Фильм вышел в прокат в 2019 году и побывал на самых престижных кинематографических фестивалях. В его копилке — приз зрительских симпатий 41-го Московского Международного кинофестиваля, специальная награда Международной федерации кинокритиков на фестивале в германском Котбусе, приз Нуукского фестиваля в Гренландии за лучший полнометражный фильм, и многие другие. Режиссёр Любовь Борисова рассказывала в интервью, как после каждого показа к ней со словами благодарности подходило столько людей, что порой трудно было выбраться из зала. А информационная брошюра одного из фестивалей называла картину «чудом от первого до последнего кадра» и призывала зрителей: «Приходите на якутский фильм „Надо мною солнце не садится“. Получите заряд доброты на год вперёд».
И знаете, с такой характеристикой картины трудно не согласиться. Хотя перед нами очень простая история, она с добротой и искренностью повествует о самом важном. О поиске себя и смысла жизни, о том, в чём заключается истинное счастье. Без сложных метафор, прямо и честно, герои картины «Надо мною солнце не садится» показывают нам, как важно ценить каждое мгновение жизни, любить друг друга, заботиться, прощать.
Однако, вернёмся к сюжету. Байбал — так зовут седобородого островитянина — окажется настойчивым, и снова заглянет к парню на песцовую ферму. Он расскажет ему о своей жизни. О том, что когда-то без вести пропала его дочь. А ему перед смертью так хотелось бы её увидеть... Тогда-то Алтану и придёт в голову потрясающая мысль — вести вместе с Байбалом видеоблог. Снимать ролики, выкладывать в сеть — вдруг его дочь их увидит? Благо, на ферме есть спутниковый интернет. Так начинаются потрясающие приключения двух новых друзей на почти необитаемом острове. Забавные, яркие, добрые. Например, чтобы снять видеорецепт оладий, Алтан с Байбалом лезут на скалы — искать гнёзда чаек. Ведь для оладий нужны яйца, а супермаркетов на острове нет. На камеру старик и юноша то играют в старинную якутскую игру, то бегают наперегонки, то поют под аккомпанемент укулеле трогательную песню. И с каждым днём всё больше и больше привязываются друг к другу. Алтан даёт Байбалу обещание исполнить его просьбу — похоронить старика рядом с женой, когда придёт время. Но совсем не хочет, чтобы его друг умирал! А потому каждый день придумывает всё новые и новые темы для видеороликов, стараясь отвлечь его. Вот только Байбал совсем не боится покидать этот мир. С глубокой мудростью в одном из эпизодов он рассуждает о жизни и смерти:
— Алтан, если бы ты знал, что завтра умрёшь, что бы ты сделал сегодня?
— Помирился бы с отцом...
— Поэтому не надо ждать до самой смерти. Просто живи, как подсказывает сердце. Ведь только тогда проживёшь жизнь счастливо.
Даже мысли о конечности человеческого существования в этом мире преподносятся в картине Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» без страха и горечи, просто и светло, а где-то даже с добрым юмором. И мораль картины столь же проста и понятна, сколь глубока. Единственное, что мы можем забрать с собою, покидая этот мир — любовь наших близких. Единственное, что можем оставить после себя — нашу к ним любовь. И это, поверьте, — очень и очень много.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Согласно физическим законам, для полной стабильности объект должен иметь три точки опоры. Понять это легко — например, стоя в автобусе, мы держимся за поручень, то есть находим третью, внешнюю, точку опоры. Об этой точке, но уже не в физическом, а в духовном смысле, рассуждает апостол Павел — в отрывке из 3-й и 4-й глав своего второго послания к Тимофею. Данный текст читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Существует ещё один интересный пример, связанный с теорией трёх точек опоры. Это знаменитый Медный всадник — памятник Петру Первому в Петербурге. Многие, полагаю, его видели. Так вот — Пётр изображён восседающим на коне, вставшем на дыбы. И наблюдателю кажется, что памятник, как живой, как будто балансирует, ловит равновесие. Но это не так, конечно же. У Медного всадника есть третья, скрытая точка опоры. Это змей, который подкрадывается к коню сзади и цепляется за его хвост и копыта. Очень интересная деталь — не правда ли?
Так скульптор — Этьен Фальконе — продемонстрировал следующую вещь. Каждый правитель призван остерегаться искушения мыслить себя как вечного и непобедимого, беречь себя от безумия властолюбия, не поддаваться гордости. Потому что та, как змей, исподтишка ужалит и погубит правителя, нанеся удар и его стране. О чём-то подобном рассуждает и апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею. Тимофей был назначен Павлом епископом, то есть руководителем, церковной общины в городе Эфесе, где сам Павел много и усердно проповедовал. Тимофей по тем временам был несколько молод для занятия подобной должности. Но, с точки зрения Павла, его ученик был вполне готов к непростому и ответственному служению.
Что не означало, впрочем, отсутствия каких-то ошибок. От них и стремится уберечь Павел Тимофея. В первую очередь, он призывает ученика внимательно следить за собой и не поддаваться гордости. Какие же практические рекомендации даёт Павел? Он просит Тимофея постоянно и вдумчиво читать Священное Писание — Слово Божие, которое, как слышали мы в послании, «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Священное Писание обладает уникальным свойством — при должном внутреннем расположении читателя, оно вступает с ним в самый настоящий диалог. Господь начинает беседовать с нами. Это подтвердит каждый, кто регулярно обращается к тексту Библии. Сколько бы раз ты ни читал тот или иной фрагмент Писания, оно всякий раз открывается тебе с новой стороны и способно, таким образом, стать той необходимой, третьей точкой опоры, которая позволит человеку не потерять чувство равновесия, не утратить связи с реальностью.
Но Писание будет, так сказать, «работать» корректно, только если мы будем читать его с молитвой — просьбой к Богу открыть нам правду о мире и о нас самих. Это очень и очень важно. Павел же, продолжая наставлять Тимофея, просит его осуществлять епископское служение не в свою славу, а в славу Божию. И проповедовать не от себя, а на основании Слова Божия, прививая людям любовь к Священному Писанию. Чтобы сами прихожане Тимофея обрели в Библии собственную точку опоры и через это выработали иммунитет в отношении всяких лжепроповедников, шарлатанов, которые не правду Божию возвещают, а льстят и обманывают. Всё для того, чтобы сделать человека своей собственностью.
Советы апостола Павла были полезны не только для святого Тимофея. Они могут, безусловно, пригодиться и нам. Многое, конечно, с первого века поменялось, но люди, по большому счёту, остались прежними. А значит — мы по-прежнему нуждаемся в доброй и крепкой опоре, которой пусть будет для нас Господь, говорящий с нами через Священное Писание.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











