
А вы знали, что слова бывают с крыльями? Этот образ впервые использовал древнегреческий поэт Гомер в своей «Одиссее»:
«В двери вступив, Одиссея он стал принуждать, чтоб покинул
дом свой; и бросил ему, раздражённый, крылатое слово»
Выражения, которые легко передается из уст в уста, называется крылатыми. Что нужно, чтобы фраза «обрела крылья»? Во-первых, она должна быть меткой, образной и запоминающейся. Много таких выражений пришло в язык из античных мифов: Танталовы муки, ящик Пандоры. Огромное количество крылатых фраз дала нам Библия: нет пророка в своем отечестве, краеугольный камень, древо познания.
Во-вторых, чтобы выражение стало крылатым, нужно, чтобы его источник был популярным в народе. В наше время, в XX и XXI веках, крылатыми становятся слова персонажей из кинофильмов, фрагменты известных стихов и песен или фразы политических деятелей.
Например, в советское время фильм, выходивший на экраны, смотрели почти все. И потом обсуждали яркие моменты, передавая их из уст в уста. Так сохранились в нашей речи крылатые фразы из фильмов «Мимино» и «Приключения Шурика» и «Девчата», «Место встречи изменить нельзя» и «17 мгновений весны».
В последние десятилетия источником для крылатых выражений стала реклама. Короткие яркие слоганы слышат по всей России, поэтому и запоминаемость их высока. Многие рекламные фразы вошли в обиход еще 30 лет назад и до сих пор живут в нашей речи.
Что ж, такова реальность: языку нельзя ничего навязать. Он вбирает лишь то, что считает нужным. Однако есть и хорошие новости: язык сохраняет самые меткие, интересные и яркие выражения. Так что волшебный сундучок с крылатыми выражениями всё время пополняется. Что меня очень радует.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема