Кто ты? Спрашивают дети мира Сына, душа моя девственная. Ибо видят, что ходит Он среди них, как царь среди рабов. И внимая властным словам его, не разумеют. И видят могущество Его дел, и наполняются страхом. И чувствуют силу, исходящую от Него, и приходят в смятение.
А Сын твой, прекраснейший из сыновей человеческих, с чистыми очами вола, с кротостью ягнёнка, с силою льва, с зоркостью орла и ликом ангела, отвечает:
Я есмь истина. Я пришёл от Истины, чтобы принести дары от Истины, и возвращаюсь к Истине.
Если бы вы имели в себе истину, то узнали бы меня и не стали спрашивать: кто Ты?
Воистину, если не можете сказать кто вы, как тогда поймёте, когда скажу вам кто я?
Се, вы — ничто, вы, словно сон, отделённый от спящего. В постоянстве не находитесь двух секунд во времени, двух шагов в пространстве. Как дым, над озером витающий, тень которого пляшет по воде, так и жизнь ваша — праздная и призрачная пляска теней.
Ещё не забываете вы произносить слово: «истина», но только то вам и осталось от Истины. Свечение предметов называете вы истиной, подобно вечному узнику, понаслышке знающего о солнце, солнцем светлячка называющим.
В того, кто познал истину — истина вселяется, и он становится с ней — одно. Истина дарует цельность и восполняет. Ложь дробит на куски и в пыль человека перемалывает.
Как пепел древесный, развеянный, уже не сможет узнать цветущее дерево, так и вам не узнать меня.
Поистине, я есмь Истина, вчера и сегодня, и завтра, одна во веки. Дух Истины, Который есть со мной, Он говорит через меня, Он живёт во мне. Без него я был бы ничто, как и вы. Но присутствием Его во мне, я — Тот, Который есть.
Сошёл я с высоты, словно ливень, чтобы наполнить пересохшее русло реки, которое вы всё продолжаете звать рекою.
Те, что приходили прежде меня, приносили законы, я же несу Истину. Те, что были прежде меня, очищали русло от присохшей грязи и приуготовляли его для принятия воды, но воды не могли дать. Я же даю воду, и наполняю русло, и оправдываю имя реки.
Не для того пришёл я в сушь вашу, чтобы учить вас из-под земли добывать воду, но пришёл я — вода живая, чтобы дать напиться жаждущим.
И не затем пришёл я, чтобы учить вас выпекать хлеб, но пришёл я как хлеб всем алчущим.
Не для того сошёл я во тьму вашу, чтобы научить как делать свет, но, чтобы светить вам. Се, солнце — свет меньший, чем я и не учит оно светить, но светит.
Не для того сошёл я в призрачное царство теней, чтобы показать вам, где явь, но для того, чтобы стать явью в селениях, где обитают пустота и смерть.
Воистину, не для того пришёл я, чтобы стать вам учителем мудрости, но — самой мудростью.
Кто меня не приемлет, тот не ест, не пьёт, не дышит, и значит, не становится он со мной — одно, тот вне меня остаётся, вне жизни и вне истины.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 225 зач., IV, 14-19.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы нередко бросаемся из крайности в крайность: то хотим управлять и уверены, что знаем, как надо; то, оскорбляясь, что нас не принимают во внимание, уходим в себя и демонстративно не хотим ни в чём участвовать. Но есть ли какая-то золотая середина и как её найти? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Обращаясь с письмом в Ефес, апостол Павел писал всей местной общине. Его дело, как дело апостола, состояло не в том, чтобы решать частные вопросы, он стремился показать отдельным людям, что их христианское служение — часть жизни всего тела Христова. Причём осознать это должны были не только руководители общины, но и все верующие. Многим людям, особенно не обременённым большой ответственностью, свойственно скатываться в инфантилизм, детское поведение, в котором многое кажется неважным и человек не обращает внимание на опасности, которые его окружают. Как человек духовно взрослый, апостол предупреждает учеников от такого подхода. Ведь одно дело действительно быть ребёнком, много не знать, не иметь способности осознать себя и свою роль в происходящем, не понимать к чему ошибка приведёт в будущем. Дети не просто не хотят, они именно неспособны к подобного рода оценкам, почему с них никто во всей полноте и не спрашивает. Другое дело — взрослый человек, которому преподано учение. Он не может сказать, что чего-то не знал или не понимал, к чему приведёт тот или иной поступок. И дело не только в том, как сказывается такое поведение на его личной жизни. Его мысли, чувства, оказывают влияние на всё Тело Церкви, на всех людей. Это значит, что верующим стоит внимательно смотреть за тем, что лежит в основе их поступков, что ими движет: соперничество или соработничество, ревность или любовь. По мнению апостола, совместное взращивание тела Христова возможно только на основе любви. Той любви, которая соединяет невидимыми связями даже людей внешне не очень связанных. Так, например, влияние начальника на подчиненного кажется огромным, ведь он даёт поручения и спрашивает о его исполнении. Но и влияние подчиненного огромно, потому что, если он сделает что-то неправильно или откажется делать вовсе, план руководителя не будет исполнен. Таким образом старшие и младшие, большие и малые — все мы зависим друг от друга и каждый должен найти своё место перед Богом и другими людьми. Апостол формулирует это очень просто и в то же время глубоко. Он говорит, что все члены общины призваны действовать в свою меру, то есть говоря современным языком: по своей должностной инструкции. И когда всё это оказывается пропитано не формализмом и бюрократией, но любовью, тело Христово растёт и созидает само себя в любви.
Конечно, вместе с ефесянами, апостол обращается к каждому из нас. Мы, будучи священниками и мирянами, родителями и детьми, начальниками и подчиненными, призваны задумываться о своей мере, о том, чего ждёт от нас Бог и что приведет нас к общему благу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Знакомые слова с незнакомым значением
Не секрет, что круг чтения современного человека сузился. Из-за этого сократился личный словарь и изменился речевой портрет человека.
По опросам исследователей, многие представители молодого и даже зрелого поколения не могут объяснить, что такое манускрипт, лакуна, моцион. Топинамбур путают с тамбуром, а турнепс считают названием динозавра.
Лингвисты дали своё название словам, значение которых мы не знаем — это термин «агнонимы». От слова «гнозис» — «знание» с прибавлением отрицательной приставки «а».
К агнонимам относятся и вовсе незнакомые понятия, и те слова, которые мы употребляем ошибочно.
Вспоминается курьёзный случай в классической литературе. У Ивана Сергеевича Тургенева в повести «Степной король Лир» есть такое место:
«...дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». На это Афанасий Фет отреагировал в одном из писем: «Тургенев...заставил дьячка раздувать паникадило: простое кадило ему в Бадене показалось малым. И как ухитрился дьячок не задувать, а раздувать паникадило?» Вы, наверное, поняли, что Тургенев спутал большую люстру, паникадило, с кадилом — небольшой курильницей благовоний.
Итак, мы видим, что и мэтры подчас не знают значение некоторых слов. Что же говорить о нас и нашем времени.
Однако проблема решаема: всегда есть возможность расширить кругозор и пополнить свой личный вокабуляр. Например, весьма полезно читать Толковый словарь Владимира Даля. Где мы найдём много занимательных сведений: как говорили люди полтора века назад; какие слова мы уже не употребляем; и сколько, оказывается, интересных звучных слов мы ещё можем использовать.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«М.Ю. Лермонтов — поэт и его время». Сергей Шаулов
У нас в студии был заведующий Домом-музеем Михаила Юрьевича Лермонтова в Москве Сергей Шаулов.
Разговор шел о поэзии Лермонтова, как она раскрывает его внутренний мир, а также о том, каким видели поэта его современники.
Все выпуски программы Светлый вечер