Недавно приехали мы с мужем из Переславля, где живём постоянно, в Москву на несколько дней по делам. Вещи оставили у знакомых в офисе, а сами пошли на ответственную встречу. Я в новом пальто, первый раз надела. А тут дождь неожиданно. Запас времени у нас был, и муж предложил переждать непогоду в кафе.
Казалось бы, всё прекрасно: уютная обстановка, вкусный кофе, и новая вещь не испорчена, мы совсем не вымокли. Но я сидела и обижалась, даже злилась. На мужа, который решил не мотаться по всей Москве с дорожной сумкой, а ведь в ней мой зонтик. На синоптиков, которые не предупредили о возможности осадков именно в этот час. И даже на сам дождь!
«Что с тобой? Я тебя не узнаю!» — произнёс муж в ответ на мои капризные претензии. Я вздрогнула. Я ведь и сама себя не узнаю в последнее время.
Я стала всё чаще раздражаться. То сын ложится после работы отдохнуть, под голову диванную подушку кладёт, а ведь я ортопедическую специально ему купила, чтоб не портил позвоночник! То коллега присылает мне стихотворные опусы в дополнение к заранее оговоренной статье, а надо ли мне на это время тратить? То муж пропускает мимо ушей мои слова о похолодании и уходит из дому в лёгкой ветровке. И автобус подходит к остановке не по расписанию...Все неправильные, у всех какие-то импровизации. А я нервничаю. Но ведь жизнь — не компьютерная игра, где ты моделируешь реальность, разве я не знаю? Чего же раздражаюсь?
А потому, что пытаюсь контролировать всё и всех. Нервное это занятие, неблагодарное. Перестаёшь доверять даже себе: закрыв ключом входную дверь, спускаешься по лестнице и вдруг возвращаешься проверить, закрыла ли. Подвох, везде возможен подвох!.. В итоге моё внутреннее напряжение проявляется как раздражение на окружающих.
Если посмотреть глубже, то это проявление того самого духа любоначалия, об избавлении от коего мы просим Господа словами святого Ефрема Сирина весь Великий Пост! Любоначалие — это властолюбие, желание командовать, та самая «змея сокрытая», по словам Пушкина. Заметить эту страсть в себе не так уж просто. Я это видела всегда как свою гиперответственность. Разве это плохо? Разве это не любовь к ближнему мной движет?
Но нет. Это всего лишь проявление самости, проще — гордыни. Превозношение над близкими под видом заботы, а порой даже унижение коллег. И всегда недоверие. Людям, а главное — Богу.
Вот уже и на дождик обиделась. Да разве ж мне не известно, что всё, с нами происходящее, исходит от Господа? Либо — попущено Им. И без ведома Отца нашего Небесного ни единого волоса с головы у нас не упадёт!
Любоначалие — грех, а невроз начальника — следствие греха. У меня уж точно, потому что... ну какой же я начальник? Зачем я пытаюсь не свои обязанности присвоить? Кто меня обязал? Только самой хуже. Не по силам мне.
Ох, Господи, Владыка всей жизни моей, начало начал! Прости меня...
Всё это быстро пронеслось внутри, осознание греха пришло внезапно. В маленьком кафе в центре Москвы, под дождь за окном. Который, впрочем, скоро кончился. Как только мы допили наш очень вкусный кофе. И вышли на улицу — дружные и налегке. Так ведь и вправду лучше.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.
Протоиерей Артемий Владимиров. «И душа с душою говорит»
«И душа с душою говорит. Энциклопедия характеров и судеб» — так назвал протоиерей Артемий Владимиров свою книгу — сборник небольших эссе, на страницах которого батюшка духовно осмысляет произведения отечественных и зарубежных поэтов. Отец Артемий, духовник московского Алексеевского женского монастыря, известный проповедник, педагог и член Союза писателей России, по светскому образованию — филолог. В молодости, ещё до принятия священного сана, батюшку, по собственным его словам, проза увлекала гораздо больше, чем поэзия. Однако ступив на священническую стезю, отец Артемий Владимиров неожиданно по-новому взглянул на поэтическое творчество. Батюшке вдруг захотелось вникнуть в сокровенные глубины сердец знакомых с детства поэтов, вступить в своеобразный поэтический диалог с их бессмертными душами. Обратиться к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Тарковскому, Ахмадулиной и десяткам других поэтов прошлого и современности не только в качестве читателя, но, прежде всего, в качестве пастыря. Именно это протоиерей Артемий Владимиров и попытался сделать на страницах своей книги.
Духовными собеседниками автора стали около 60-ти поэтов. О каждом батюшка сообщает краткую биографическую информацию и анализирует несколько избранных текстов. Начинает с Шекспира. Отец Артемий обращает внимание читателей на глубокий драматизм его произведений. Цитируя 27-й сонет Шекспира, отец Артемий улавливает в его строках путь души от тьмы к свету: Усердным взором сердца и ума \ Во тьме тебя ищу, лишенный зренья.\ И кажется великолепной тьма,\ Kогда в нее ты входишь светлой тенью. Батюшка приводит слова преподобного Варсонофия Оптинского, который называл Шекспира поэтом, обращающим читателя лицом к вечности. Протоиерей Артемий Владимиров сам через века обращается к английскому драматургу в посвящённых ему стихах: В трагедиях — какая бездна \ Тайн изворотливой судьбы.\ Kомедий юмор, нам любезный,\ С печатью светлой простоты. Интересно, что подобный духовно-поэтический диалог — своего рода традиция в русской литературе.
Батюшка признаётся, что Александр Сергеевич Пушкин — пожалуй, самый близкий ему по духу поэт. Что в томике Пушкина он всегда находит мысли, созвучные его собственным. И приводит в пример знаменитое стихотворение поэта: Если жизнь тебя обманет \ Не печалься, не сердись\ В день уныния смирись: \ День веселья, верь, настанет.
От Пушкина, Тютчева, Есенина до Юнны Мориц, Арсения Тарковского, Николая Заболоцкого, Олеси Николаевой и Анны Долгаревой — современной поэтессы Донбасса — удивительными и такими разными поэтическими дорогами проведёт нас отец Артемий Владимиров по страницам своей книги «И душа с душою говорит». Автор отмечает, что хотел бы своей книгой привлечь современного читателя к поэзии, к красоте русского слова. Но главное — показать, что, хотя все мы очень разные, одно у нас, несомненно, общее: душа, которая, как известно, по природе христианка. Она интуитивно ищет Бога, уповает на Его благодать. А значит, каждому из нас окажутся близки переживания и искания поэтов, с которыми протоиерей Артемий Владимиров встретился, как с давними друзьями, на страницах своей книги «И душа с душою говорит».
Все выпуски программы Литературный навигатор
19 сентября. Об Аравийской Иконе Богородицы её чудотворных списках
Сегодня 19 сентября. Церковь чтит Аравийскую Икону Богородицы.
Об иконе и её чудотворных списках, — игумен Лука Степанов.