
Недавно приехали мы с мужем из Переславля, где живём постоянно, в Москву на несколько дней по делам. Вещи оставили у знакомых в офисе, а сами пошли на ответственную встречу. Я в новом пальто, первый раз надела. А тут дождь неожиданно. Запас времени у нас был, и муж предложил переждать непогоду в кафе.
Казалось бы, всё прекрасно: уютная обстановка, вкусный кофе, и новая вещь не испорчена, мы совсем не вымокли. Но я сидела и обижалась, даже злилась. На мужа, который решил не мотаться по всей Москве с дорожной сумкой, а ведь в ней мой зонтик. На синоптиков, которые не предупредили о возможности осадков именно в этот час. И даже на сам дождь!
«Что с тобой? Я тебя не узнаю!» — произнёс муж в ответ на мои капризные претензии. Я вздрогнула. Я ведь и сама себя не узнаю в последнее время.
Я стала всё чаще раздражаться. То сын ложится после работы отдохнуть, под голову диванную подушку кладёт, а ведь я ортопедическую специально ему купила, чтоб не портил позвоночник! То коллега присылает мне стихотворные опусы в дополнение к заранее оговоренной статье, а надо ли мне на это время тратить? То муж пропускает мимо ушей мои слова о похолодании и уходит из дому в лёгкой ветровке. И автобус подходит к остановке не по расписанию...Все неправильные, у всех какие-то импровизации. А я нервничаю. Но ведь жизнь — не компьютерная игра, где ты моделируешь реальность, разве я не знаю? Чего же раздражаюсь?
А потому, что пытаюсь контролировать всё и всех. Нервное это занятие, неблагодарное. Перестаёшь доверять даже себе: закрыв ключом входную дверь, спускаешься по лестнице и вдруг возвращаешься проверить, закрыла ли. Подвох, везде возможен подвох!.. В итоге моё внутреннее напряжение проявляется как раздражение на окружающих.
Если посмотреть глубже, то это проявление того самого духа любоначалия, об избавлении от коего мы просим Господа словами святого Ефрема Сирина весь Великий Пост! Любоначалие — это властолюбие, желание командовать, та самая «змея сокрытая», по словам Пушкина. Заметить эту страсть в себе не так уж просто. Я это видела всегда как свою гиперответственность. Разве это плохо? Разве это не любовь к ближнему мной движет?
Но нет. Это всего лишь проявление самости, проще — гордыни. Превозношение над близкими под видом заботы, а порой даже унижение коллег. И всегда недоверие. Людям, а главное — Богу.
Вот уже и на дождик обиделась. Да разве ж мне не известно, что всё, с нами происходящее, исходит от Господа? Либо — попущено Им. И без ведома Отца нашего Небесного ни единого волоса с головы у нас не упадёт!
Любоначалие — грех, а невроз начальника — следствие греха. У меня уж точно, потому что... ну какой же я начальник? Зачем я пытаюсь не свои обязанности присвоить? Кто меня обязал? Только самой хуже. Не по силам мне.
Ох, Господи, Владыка всей жизни моей, начало начал! Прости меня...
Всё это быстро пронеслось внутри, осознание греха пришло внезапно. В маленьком кафе в центре Москвы, под дождь за окном. Который, впрочем, скоро кончился. Как только мы допили наш очень вкусный кофе. И вышли на улицу — дружные и налегке. Так ведь и вправду лучше.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов