«Отображая Божий мир на бумаге, ты прославляешь Творца», — такие слова сказал однажды архимандрит Сергий (Савельев) своему духовному чаду, живописцу, одному из лучших акварелистов современности, народному художнику России Сергею Николаевичу Андрияке. Творчество его, действительно, стало подлинным славословием красоте созданного Богом мира. Церкви и монастыри, деревеньки и патриархальные провинциальные городки, леса и степи, поля и луга, просторы родной русской земли — от живых, ярких, дышащих радостью акварелей Андрияки веет теплом. Они наполнены тихим, таинственным светом, который словно проливается с полотен на зрителя. «Смотришь на эти картины — и на сердце становится легко», — такие отзывы часто можно услышать от посетителей выставок Сергея Андрияки. Художник щедро делился своим даром с людьми. Каждого, кто желал, он с радостью учил видеть пронзительную красоту Творения и запечатлевать её на бумаге.
Сергей взял в руки кисти и краски, когда ему исполнилось шесть лет. Рисовать учил мальчика отец — известный советский художник Николай Андрияка. На первых в своей жизни эскизах маленький Серёжа запечатлел купола Троице-Сергиевой лавры. Неподалёку от монастыря жила его бабушка, и Сергей часто у неё гостил. Вместе они ходили в лавру на Богослужения. Древняя обитель, основанная преподобным Сергием Радонежским, будет часто появляться на картинах художника. Андрияка вспоминал, как в начале 80-х годов ХХ века, ещё студентом московского Суриковского художественного института, он ехал на электричке в Сергиев Посад. В окне вагона, вдалеке, вдруг всплыла лавра — торжественная, словно парящая в воздухе. Не доехав до конечной станции, Сергей вышел из поезда, раскрыл этюдник и стал рисовать...
Всюду в окружающем мире живописец видел и чувствовал присутствие Господа. «На что ни посмотришь, внутри обнаруживает себя гармония и свет», — удивлялся он. Люди, которые близко знали художника, утверждали, что особенный свет исходил и от него самого. Андрияка всю жизнь кому-то помогал: пройти дорогостоящее лечение, преодолеть материальные трудности. В 1999 году художник открыл Школу акварели, где можно было бесплатно освоить азы художественного творчества под руководством самого Сергея Николаевича. Практически всё необходимое для того, чтобы ученикам было комфортно работать, он приобретал на собственные средства. Каждый день привозил в школу выпечку, овощи, фрукты: для натюрмортов! А после уроков раздавал «натуру» ученикам — ребята с аппетитом хрустели сочными яблоками и пили чай с баранками.
В 2007-м году по инициативе Сергея Андрияки на Арбатско-Покровскую линию московского метро вышел поезд «Акварель». Внутри вагонов были развешены репродукции картин Сергея Николаевича и его учеников. Как-то раз в студию к художнику пришла женщина и рассказала о том, как поезд Андрияки буквально вернул её к жизни. Долгое время она пребывала в тяжёлом душевном состоянии. Но однажды в метро перед нею вдруг распахнул двери поезд «Акварель». «Я так долго ходила подавленная, и вдруг — этот свет на картинах! Во мне как будто всё перевернулось!» — с волнением рассказывала женщина живописцу. В этом был главный секрет и смысл творчества Андрияки — приводить людей к свету. Художник часто говорил ученикам: «Только не отходите от Бога! Отходя от Света, мы попадаем туда, где действуют законы тьмы. А это мучительно».
Сергей Андрияка регулярно проводил благотворительные выставки и аукционы своих картин. На вырученные средства художник поддерживал Новоспасский монастырь и Центральную клиническую больницу Святителя Алексия. А в 2012-м году открыл в столице высшее художественное учебное заведение — Академию акварели и изящных искусств народного художника Сергея Андрияки.
Сергей Николаевич скончался от онкологического заболевания в мае 2024 года. По рассказам родных и близких, последние его дни были очень светлыми. Перед тем, как навсегда покинуть этот мир, художник произнёс: «Всех вас люблю...» С этими же словами он жил и творил.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.