
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Для писателей разных веков Библия является неисчерпаемым кладезем литературных сюжетов. Иногда автор сознательно меняет в произведении имена библейских героев, но они всё равно узнаваемы.
Сегодня мы говорим о святом Иоанне Крестителе и пьесе Оскара Уайльда «Саломея».
Место действия — Галилея, историческая область на севере Израиля, дворец Ирода Антипы.
Время действия — I век по Рождестве Христовом.
В 1891 году английский писатель Оскар Уайльд написал одноактную драму на библейский сюжет «Саломея». За основу пьесы он взял историю из Нового Завета о гибели пророка Иоанна Крестителя.
Пророк Иоанн ходил по всей Галилее, возвещая скорый приход Мессии, призывая израильский народ принять крещение и обличая тех, кто ведет неправедную жизнь. Досталось от него и правителю Галилеи, который, грубо нарушив еврейский обычай, при жизни старшего брата женился на его супруге.
Главные герои пьесы названы своими именами: Ирод Антиппа, Иродиада — его жена, Саломея — дочь Иродиады.
Все, кроме одного: пророк Иоанн Креститель в пьесе зовется пророком Иоканааном.
В конце XIX века в Великобритании, да и в России тоже, действовал запрет выводить на сцену библейских героев. Поэтому Оскар Уайльд дает Иоанну Крестителю другое имя.
Но слова, которые пророк Иоаканаан говорит в темнице, куда заточил его Ирод Антипа, слишком узнаваемы. Драматург почти не меняет библейский текст.
«За мною придёт другой, кто сильнее меня. Я не достоин развязать ремни сандалий Его. Когда Он придёт, пустыня возликует. Она расцветёт, как лилия. Глаза слепых увидят свет, и уши глухих раскроются. Вновь рождённый положит руку на логовище драконов и поведёт львов за гриву их».
В Евангелие от Матфея сказано: в день рождения Ирода Антипы его падчерица Саломея своим танцем так угодила правителю, что он в присутствии гостей в качестве награды пообещал исполнить любое ее желание. И Саломея попросила, чтобы ей на блюде принесли голову пророка Иоанна Крестителя. Она сделала это по наущению матери, коварной Иродиады...
В драме Оскара Уайльда в своей дикой просьбе Саломея руководствуется исключительно личными мотивами. Капризная девушка упрашивает охранников хотя бы издалека взглянуть на пророка Иоканаана, и ее поражают его молодость, душевная чистота и... недосягаемость.
Саломея: Он похож на тонкую фигуру из слоновой кости. Точно фигура из серебра. Я уверена, что он целомудрен, как месяц. Он похож на лунный луч, на серебряный лунный луч. Его тело, должно быть, очень холодное, как слоновая кость... Я хочу видеть его вблизи.
Иоканаан: Прочь! Дочь Вавилона! Не приближайся к избраннику Господню. Твоя мать наполнила землю вином своих злодеяний, и крик грехов ее достиг ушей Господних.
Саломея: Говори еще, Иоканаан. Твой голос пьянит меня.
Пророк Иоканаан с презрением выслушивает полубезумные признания в любви Саломеи. Поэтому она и решается на страшную месть...
В финале пьесы до смерти переруганный Ирод Антипа приходит в ярость и велит казнить саму Саломею. В Библии ничего такого нет — это уже авторская фантазия, в которую Оскар Уайльд вкладывал мысль о разрушительной силе страсти.
По признанию автора, «Саломею» он писал специально для трагической актрисы Сарры Бернар, которой не довелось сыграть эту роль.
Болезнненно-мучительные чувства Саломеи изображали другие актрисы — в начале XX пьеса Оскара Уайльда пользовалась большой популярностью в театрах Европы и России.
Но со времнем эти декадентские страсти как-то поблекли, душераздирающие чувства Саломеи стали казаться нелепыми и даже смешными.
А вот совет, который в пьесе Оскара Уайльда ей дает Иоканаан, до сих пор не потреял своей актуальности. Жаль, что Саломея его не послушала.
Иоканаан: Дочь прелюбодеяния, есть один человек, который может спасти тебя. Это Тот, о Котором я говорил тебе. Иди ищи Его. Он в лодке на море Галилейском и говорит к Своим ученикам. Стань на колени на берегу моря и зови Его по имени. Когда Он придет к тебе, —Он приходит ко всем, кто зовет Его, — прострись у ног Его и проси прощения грехам твоим.
Все выпуски программы Прообразы
«Пианино»

Фото: Yan Krukau / Pexels
Наша с супругой дочь пошла в музыкальную школу, когда ей было шесть лет. Оказалось, что у неё абсолютный слух, занятия её увлекали, но пианино в нашем доме не было. В то время мы не могли себе его позволить. И вот, перед Новым годом я наткнулся в интернете на объявление, вселяющее надежду: «Отдам качественное японское электропианино в хорошие руки, цена обсуждается...». Я набрал номер, и пока шли гудки, мой взгляд остановился на календаре — было 19 декабря — День памяти Николая Чудотворца. В голове промелькнула мысль: «Николай Угодник, помоги». Тут гудки прервались, мне ответил мужчина. И он представился... Николаем!
Я рассказал про дочь и обозначил сумму, которую готов заплатить за инструмент. Мы немного поговорили, и он обещал подумать. Тем же вечером Николай позвонил и сказал, что согласен. Утром, накануне Нового года, он сам привёз инструмент. К счастью, электропианино, в отличие от классического фортепиано, весит не так много — мы без проблем занесли его в квартиру.
Дочка была счастлива! А жена даже немного прослезилась от радости — ведь, это и для неё было неожиданностью! И для меня это утро стало по-настоящему радостным и праздничным! Спасибо Николаю и его небесному покровителю!
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
Деяния святых апостолов

Деян., 42 зач., XIX, 1-8.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Начну с очень странного вопроса: любите ли вы фильмы... с открытым финалом? Когда после просмотра остаётся устойчивое впечатление, что история-то так и непонятно, чем завершилась в итоге?
Отрывок из 19-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах за богослужением, рассказывает, что именно делали апостолы в ситуации «открытого финала» судьбы обращающегося в христианство человека. Давайте послушаем.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
Повествование книги Деяний — а именно история с ефесскими учениками, принявшими крещение от Иоанна — но не воспринявшие Святой Дух — очень хорошо показывает, что путь ко Христу может начаться с недостаточного знания — и в этом нет абсолютно ничего предосудительного! «Господь и намерение целует» — говорит святитель Иоанн Златоуст в своём слове на Пасху: если есть искренняя устремлённость к обретению истины — любой, даже кажущийся не совсем в правильную сторону шаг, действием Промысла Божия обязательно будет скорректирован в своё время.
Мне хочется ещё более заострить эту тему. Одна из важнейших функций Церкви как особого института — и в то же время Богочеловеческого организма — распознавать и помогать завершать такие «открытые финалы», или «незаконченные судьбы». У церковного человека должен быть развит — с позволения сказать, «обострённый духовный нюх» на любое искреннее, глубинное движение человеческой души по направлению к истине, к добру, к подлинной красоте — одним словом, к любому из атрибутов Божественных свойств. Симона Вейль, французская религиозная мыслительница, в одной из своих тетрадей пишет, что «внимание, в своём пределе, превращается в молитву». И куда бы ни обратил свой взгляд захваченный чем-то до предела человек — перед ним начинают открываться такие глубины, которые не могут не вести человека к Богу. Вот что она дальше пишет: «Поэт творит прекрасное, сосредоточив внимание на чём-то реальном. То же происходит и в акте любви... Подлинные ценности — истина, красота и добро — рождаются из одного и того же действия: полного приложения внимания к предмету».
Не в этом ли и заключается важная миссия Церкви сегодня, во времена господства информационного шума, тотальной рассредоточенности и поверхностности — приучать людей к неторопливому, вдумчивому, сфокусированному созерцанию? Ведь если научиться именно такому отношению к жизни — то абсолютно любой объект, или живое существо, или событие — легко могут стать ещё одной ступенькой в распознавании действия Живого Бога и через это — существенного укрепления в вере...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Песня»

Фото: 550Park Luxury Wedding Films / Unsplash
Рано утром выхожу из дома и сажусь в машину. Голова полна мыслей, сегодня столько дел. В спешке завожу двигатель и включается музыка. Отправляюсь на работу под неизвестную мне песню, но этот голос... очень знакомый. И слова... образы, каждый из которых мне так близок: «главное здание МГУ», «нас разделяют 800 километров»... Да это же поёт моя жена! Я-то думал, радио автоматически включилось, а оказалось, что в магнитолу кто-то вставил компакт-диск.
Только сейчас замечаю на пассажирском сиденье скрученную записку, обёрнутую праздничной лентой: «С Днём нашего венчания, любимый! Пусть эта песня напомнит о том, как всё начиналось...».
Слушаю композицию ещё раз пять. Прекрасная музыка, родной голос — звучит потрясающе! А главное — стихи! Они и правда вернули меня на 10 лет назад. Я вспомнил наше знакомство в главном здании МГУ, 800 километров — это расстояние от моего города до её. И наше венчание погожим весенним утром, когда было солнечно и тепло на душе, так же, как и сейчас.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе