На страницах исторических романов нередко можно встретить героев исключительной силы духа.
Сегодня мы говорим о святителе Филиппе Московском и историческом романе Александра Константиновича Шеллера-Михайлова «Дворец и монастырь».
Место действия — Москва и Соловецкий монастырь.
Время действия — XVI век по Рождестве Христовом.
Имя русского писателя-беллетриста Александра Константиновича Шеллера-Михайлова в наши дни мало кому известно. А вот во второй половине XIX века в России его романами зачитывались.
Александр Шеллер-Михайлов — автор более сотни романов, повестей и рассказов. В основном он писал о современной ему действительности, но есть и произведения на исторические темы.
В книге Шеллера-Михайлова «Дворец и монастырь» речь идет о России XVI века. Одним из главных героев романа является святитель Филипп Московский, в миру — Федор Колычёв, благочестивый сын московского боярина Степана Ивановича Колычёва.
Не случайно великий князь Василий III назначил юношу воспитателем своего наследника — сына Ивана, в будущем — царя Ивана Грозного.
Много душевных мук пережил Фёдор, оказавшись во дворце среди молодых развращённых бояр и других царских слуг. Сплетни, зависть, соперничество...
Однажды в храме во время службы Фёдор услышал евангельские слова о том, что никто не может работать двум господам — Богу и мамоне, и они были словно обращены лично к нему...
Священник еще продолжал читать, но Колычёв уже ничего не слышал. Его душу охватила внезапная радость, выражение лица просветлело, сомнения разлетелись разом, точно он услышал голос самого Бога, указывавшего ему путь. Да, двум господам не служить. Это говорит сам Бог. Надо бросить двор, оставить блестящую службу, отказаться от видного положения в обществе и уйти на подвиг — работать в тишине, в глуши, в поту лица, добывая каждый кусок хлеба трудами рук своих.
Фёдор Колычёв тайно покинул Москву и ушёл в далекий монастырь на Соловецком острове, где принял монашество с именем Филипп. Через некоторое время он стал в Соловецком монастыре игуменом.
Как-то соловецкому игумену Филиппу пришлось по делам поехать в Москву — просить денег на постройку каменного монастырского храма Успения Пресвятой Богородицы. Молодой царь Иван Васильевич узнал и сразу вспомнил своего бывшего воспитателя.
Через некоторое время царь Иоанн Васильевич сам вызвал соловецкого игумена в Москву и объявил, что решил сделать его митрополитом в Москве.
Не сразу согласился Филипп принять митрополию. Ведь и до Соловецкого острова дошли рассказы о зверствах на Руси царских опричников и бесчинствах самого царя Ивана.
— Ну, что же, отче, вступаешь на митрополию? — отрывисто спросил государь, исподлобья глядя на него сердитыми глазами.
— Я повинуюсь воле твоей, — ответил спокойно Филипп. — Но оставь опричнину, иначе мне быть в митрополитах нельзя. Не богоугодное твоё дело. Сам Господь сказал: наше царство разделится — запустеет. Да не будет опричнины, да будет единое царство. На такое же не богоугодное дело нет и не будет тебе благословения нашего!
Став митрополитом Московским, Филипп и со святительской кафедры продолжал обличать опричнину и жестокость царя Иоанна, прозванного в народе Грозным.
Обезумевший от гнева царь приказал схватить непокорного ему митрополита и заточить в темнице. Опричники набросились на святителя Филиппа и стали срывать с него святительские одежды прямо во время службы в Успенском соборе Кремля. Но митрополит Филипп и тогда не дрогнул...
Филипп стоял неподвижно, спокойно, его лицо было светло, взоры обращались то на иконы, то на народ. Он был счастлив сознанием, что принимает за правое дело мученический венец. Кое-где уже слышались вопли и рыдания. Они достигли слуха митрополита. Он как бы очнулся от светлого сна.
— Дети, — заговорил он, обращаясь к пастве, — прискорбно душе моей разлучение с вами. Но успокойтесь. Я радуюсь, что терплю всё это за церковь Божию...
Попавший в опалу митрополит Филипп был лишен сана и отправлен в ссылку в Отроч Успенский монастырь в Твери, где был убит царским опричником Малютой Скуратовым. Но в нравственном противоборстве Ивана Грозного и митрополита Филиппа победа — на стороне святителя, принявшего за правду мученическую смерть.
Это показано в историческом романе Шеллера-Михайлова «Дворец и монастырь».
Все выпуски программы Прообразы
«Музыка и вера». Юрий Постарнаков, Андрей Зверев
У нас в гостях были участники музыкальной группы «После одиннадцати» Юрий Постарнаков и Андрей Зверев.
Мы говорили о музыке и вере, об истории группы и о том, как в своем творчестве наши гости используют традиции русской народной музыки.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Реабилитация и поддержка зависимых». Алексей Лазарев, Константин Мельников
У нас в гостях были представители православного центра «Реабелитация Лайв»: руководитель центра и руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Алексей Лазарев и выпускник центра Константин Мельников.
Наши гости поделились, как они начали помогать страдающим наркотической или алкогольной зависимостями, почему такую зависимость трудно распознать в себе и трудно преодолеть, каким образом осуществляется поддержка и помощь зависимым как в специальных центрах, так и онлайн, каково значение духовного руководства для тех, кто проходит реабилитацию, а также что можно посоветовать страдающим от зависимостей людям и их близким.
Все выпуски программы Делатели
3 декабря. О Судном дне
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа: «В ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится».
О Судном дне, — протоиерей Василий Гелеван.