Я чистила яблоки для шарлотки и думала... о подвиге. Был вечер пятницы, я только что прочитала правило ко святому причащению, рано утром собиралась в храм. Позади трудная неделя. Работа, подработка, учеба, домашние дела... Утром я с трудом просыпалась и часто не успевала прочитать молитвенное правило. А вечером — вечернее, потому что не было сил. Я устала...
Эта шарлотка была моим маленьким подвигом, я могла её не печь, но яблоки, привезенные с дачи неделю назад, портились, да и к завтраку нужно что-то приготовить. А еще я люблю, когда в доме пахнет выпечкой. Поэтому о своем подвиге я думала без уныния. Радовалась, что в моей жизни есть и дача с яблоками, и работа, и что в эту трудную неделю нашлось время дважды встретиться с подругами, и что мы с сыном каждый день успеваем поговорить по телефону.
А еще я старалась смиряться перед начальником и не спорить с ним, когда очень хотелось. В прошлое воскреснье заквасила для мужа капусту, он ее любит, и старалась каждый вечер встречать его с улыбкой, хотя находились поводы для другого выражнения лица.
Господь помог мне сохранить мирный дух. К окончанию недели я подходила уставшая, но, в целом, довольная собой и жизнью. И думала о том, что всё это — мои маленькие подвиги. Потому что всегда чуть-чуть через не могу, всегда чуть больше, чем позволяют сейчас силы и желание. Наверное, это гордыня, и нужно об этом сказать завтра на исповеди, решила я, заливая нарезанные яблоки тестом. Да и в глазах Господа — разве это все подвиги?
Но, с другой стороны, ведь в слове «подвиг» корень «двиг» — движение. И внутреннее в том числе. Сначала в моей душе, благодаря молитве, рождается искра любви к тем, кто рядом. И хочется что-то сделать для них. Это внутреннее движение рождает поступок — промолчать, улыбнуться, отложить свои дела ради встречи, возиться на кухне вместо сна.
Конечно, есть подвиги совсем другого рода: высокие, жертвенные, поражающие силой духа, глубиной веры. Благодаря трудам равноапостольной Царицы Елены был найден Крест Господень; преподобный Сергий Радонежский основал под Москвой Свято-Троицкий монастырь, будущую Великую Лавру — духовный центр России; святая блаженная Матрона Московская, терпя физическую немощь, служила Богу и людям, дарила им надежду...
Вот это — подвиги с большой буквы. Подвижники, святые, люди определенных профессий, многодетные родители... Таких немало вокруг. Это — пример, ориентир. Но и наши ежедневные скромные шажочки, мне кажется, тоже не стоит обесценивать, если ты идешь в нужном направлении, рука об руку с Богом. Без малого нет большого.
В общем, свою шарлотку я отправляла в духовку с твердым убеждением, пусть и неоригинальным: во всем нужна золотая середина. И в подвигах тоже.
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM