
Наша жизнь соткана из ошибок. Ошибка, означает, что у меня не хватило сил поступить правильно, у меня не хватило знаний. Когда на генеральной исповеди в Александро-Невской лавре, игумен мне, 18-летней девушке, сказал: «Ты еще много будешь ошибаться, но не забывай каяться, вставать и идти вперед», я про себя подумала: «Зачем ошибаться?! Я же теперь все знаю. Больше никаких ошибок!». Но жизнь доказала мне обратное. Как сильно я ошибалась тогда.
Когда человек совершил ошибку он пытается найти объяснение, почему так поступил, оправдать себя. Но есть только одна причина ошибки — потому что я слаб и несовершенен. Ошибки смиряют нас, доказывают, что мы не всесильны. Нужно уметь их принимать и вовремя исправлять.
Важно помнить, что в наших ошибках никто, кроме нас самих, не виноват, ни домочадцы, ни коллеги, ни страна. Мы сами выбираем, как нам поступать. И в полной мере должны нести ответственность за содеянное. Иначе мы ничему не научимся. Снова и снова будем попадать в те же самые неприятные ситуации.
Пеняя всегда на других, мы находимся в безвыходном положении, завися от этих других людей и событий. А взяв ответственность за свою жизнь на себя, мы получаем возможность ею управлять и что-то в ней менять. Не другие люди сотворцы Богу в нашей жизни, а мы сами.
Как избежать ошибок? Наверное, никак. Но минимизировать их точно можно. Святые отцы говорят, что, когда человек молится, он смотрит вглубь своей души, ум успокаивается, и он может принять более верное решение.
Чем больше мы читаем Евангелие, жития святых, причащаемся, посещаем храм, тем больше сил у нас вести себя правильно, согласно заповедям Божьим. И только правильной, чистой жизнью познается Бог, и правильная жизнь делает человека по-настоящему счастливым.
Еще немаловажно — слушать старших. Родителей, наставников, учителей. Их тоже посылает Господь. И не случайно дал нам пятую заповедь о почитании родителей. Ведь они благодаря своему опыту и знаниям более компетентны во многих вопросах. Нам нужно смирить сердце и суметь услышать и принять то, что они нам говорят.
Ошибок не нужно бояться. Нужно идти смело по жизни, принимать решения. Понимать, что не все они будут удачные, но это не страшно. Как-то услышала фразу, что Бог не смотрит строго на тех, кто старается. Так будем стараться, а во всем остальном Бог поможет.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 150. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых непростых вопросов, которые мы так или иначе себе задаём, — это вопрос о смысле нашего существования. Зачем мы существуем? Какая конечная цель нашей жизни? Для чего вообще нужно всё то, с чем сталкивается человек на своём жизненном пути? У Библии есть свой ответ на эти вопросы, и найти его мы можем в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 150-м псалме.
Псалом 150.
[Аллилуия.]
1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Всё дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
Если следовать еврейскому тексту Библии, то только что услышанный нами псалом закрывает собой Псалтырь. Такая концовка вполне предсказуема: Псалтырь, пройдя через множество мыслей, образов, переживаний, упомянув о начале творения, сказав о конечной судьбе человека и всего мира, пришла к своему логичному завершению — к хвале Бога. Собственно, прославление Бога и есть та цель, ради которой, по мнению Библии, существует человек.
Конечно, само по себе словосочетание «хвала Бога» как указание на смысл нашего существования не может не вызвать недоумение. Во-первых, зачем такая хвала нужна Богу? Во-вторых, каким образом хвала может быть смыслом и целью жизни человека?
Дело в том, что хвала — это следствие радости. Невозможно искренне восхвалять Бога из какого-то иного состояния, кроме радости и восторга. А радость о Боге и в Боге была основным наполнением райского пребывания наших прародителей. Радость и, как следствие, хвала — это синонимы рая. Поэтому можно переформулировать и сказать, что смысл и цель жизни человека состоят в возвращении к райскому блаженству, то есть в спасении души.
Легко понять, идёт ли человек по этому пути или же уклонился от него. Критерий прост и очевиден: стремление к восхвалению Бога указывает на внутреннее состояние человека, именно оно определяет собой степень веры, надежды и любви.
150-й псалом не только призывает к прославлению Бога, он даёт перечень музыкальных инструментов, которые стоит использовать для хвалы. Этих инструментов довольно много, а потому становится очевидным: искусство, как и всякая иная человеческая деятельность, должны и могут быть орудием хвалы Бога.
Говорит псалом и о тех местах, в которых стоит хвалить Бога — «хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Здесь мы видим указание на особое место почитания Бога — на воздвигнутый в Его честь храм. Однако на этом перечень мест не заканчивается, эта же строка псалма упоминает некую таинственную «твердь силы Его». В других переводах мы можем найти не менее загадочные выражения «могущество силы Его» и «твердь небес Его». Туманность этого выражения даёт возможность толкователям воспринимать его довольно широко — от указаний на ни с чем не сопоставимую силу Божию до свидетельства о Его Церкви. Впрочем, чаще всего эти слова понимаются как указание на сотворённый Богом мир, который неизбежно и неизгладимо несёт в себе отпечаток творческой силы Бога, а потому, по мысли псалма, невозможно наблюдать за миром, исследовать его и при этом не восходить умом к прославлению Бога, ведь сам мир фактом своего бытия хвалит, славит и благодарит Бога.
Псалом 150. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 150. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 150. На струнах Псалтири
1 Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа!
Аллилуия.
5 сентября. О признаках лжеапостолов

В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых».
О признаках лжеапостолов — протоиерей Владимир Кашлюк.
Апостол Павел предупреждает о серьёзной духовной опасности — появлении лжеапостолов, которые искусно маскируются под истинных служителей Христовых.
Лжеапостолы распознаются по следующим признакам. Первое: они являются лукавыми делателями, которые только кажутся созидающими, но на самом деле разрушают насаждённые истинные учения. Второе: притворяются апостолами Христовыми, принимая их внешний вид и образ, то есть действуют как волки в овечьей шкуре. И третье: действуют лицемерно и обманчиво, скрывая свои истинные намерения под личиной истины.
Важно напомнить, что сам Сатана умеет принимать вид Ангела Света, поэтому неудивительно, что его служители маскируются под служителей правды.
Последствия общения с лжеапостолами могут быть губительными для души, поэтому важно сохранять бдительность и распознавать их по плодам их учения и жизни.
Истинные служители Христовы, в отличие от лжеапостолов, действуют открыто, не искажают Слово Божие и проповедуют Христа, а не себя.
Все выпуски программы Актуальная тема