Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Славно мы поколесили с тобой по северному краю, дядя Андрей! И так приятно вспоминать наше путешествие здесь, в Архангельском музее «Художественная культура Русского Севера». Многие картины передают колорит здешних мест.
— Да, смотришь на полотно, и кажется, будто пейзаж знакомый.
— Я вот как раз пытаюсь вспомнить — мы видели деревянную церковь, что изобразил художник Иван Котов на картине «Седая старина», которая как раз перед нами?
— Нет, Паша, сюда мы пока не добрались. Это в сорока километрах от Каргополя, село Лядины. Древний Богоявленский храм, на который ты обратил внимание на картине — главная его достопримечательность. Посмотри внимательно — он словно шишечками, украшен небольшими главками, расположенными в два яруса. Всего их двенадцать.
— А справа на картине, за домами, виднеются ещё два островерхих купола.
— Это Покровско-Власьевский храм и отдельно стоящая шатровая колокольня. Вернее сказать — стоявшая. Оба здания сгорели в 2013 году от удара молнии. От древнего ансамбля осталась только церковь Богоявления. Пожарным чудом удалось спасти её.
— А картину «Седая старина» Иван Котов создал задолго до пожара?
— Задолго, да. В 1975-ом. Иван Семёнович на тот момент был уже зрелым мастером, членом Союза художников СССР. Он много лет писал окрестности Архангельска и Каргополя, разбирался в зодчестве Русского Севера. И смог в своей работе показать, насколько ценно древнее наследие. И насколько оно хрупко...
— А как он это показал?
— А вот, смотри. На заднем плане картины «Седая старина» — грозовое небо. Дощатые храмы гораздо светлее свинцового фона. Стены отливают благородным серебром. При этом тонкие силуэты выглядят хрупкими, как будто вырезанными из бумаги. В работе художника явно прозвучал призыв беречь уникальное достояние.
— Иван Котов как будто предвидел будущее бедствие. Он в таких подробностях зарисовал церковный комплекс, что, кажется, его можно восстановить по картине!
— Можно и нужно. Облик архитектурного ансамбля в Лядинах запечатлён не только на полотне «Седая старина», но и на многочисленных фотографиях. К тому же, сохранились точные замеры утраченного храма и колокольни. Хочется верить, что когда-нибудь их отстроят заново.
— Жаль только, что это будет всего лишь копия древних шедевров. Деревянный храм, срубленный в восемнадцатом веке — совсем не то, что повторяющее его очертания современное здание.
— Я бы не стал рассуждать так категорично. Списки древних икон часто не уступают оригиналу по художественным достоинствам и тоже бывают чудотворными. И храм ценен в первую очередь тем, что под его сводами совершается Литургия.
— Но древние святыни больше привлекают паломников! И Иван Котов недаром назвал свою картину «Седая старина».
— У этого полотна есть ещё одно название, менее известное — «Сказ о Севере». Этот сказ — не только о прошлом. Он о цельном характере северян-поморов. Об их умении славить Бога плотницким искусством. И этот дар не иссякнет, пока жива христианская вера в сердцах людей.
Картину Ивана Котова «Седая старина» можно увидеть в Архангельске, в Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов