
Фото: PxHere
«Сын или дочь полка» — это явление обычно принято связывать с Великой Отечественной войной. Действительно, именно в те годы особенно широко распространилась практика опеки над сиротами целыми воинскими подразделениями. Однако появилась она задолго до 1941 года — ещё в Российской Империи. Один из самых известных и ярких тому примеров — история Марии Кексгольмской.
12 января 1878 года Кексгольмский гренадерский полк российской Императорской армии шагал по земле Болгарии. Шла Русско-Турецкая война. Русские воины освобождали болгарские города и сёла от многовекового османского владычества. После нескольких победных сражений солдаты направлялись к турецкому городу Адрианополю. Шли через деревню Курчешма, почти полностью выгоревшую. Вдруг рядовой полка Михаил Саенко заметил у потухшего костра замерзающую маленькую девочку. Через переводчика удалось выяснить, что малышку зовут Айше, что мать её погибла, а отец пропал без вести. Посовещавшись, солдаты приняли решение взять девочку с собой и заботиться о ней. «Бог благословил нас дочкой!» — радостно говорили гренадеры. Так маленькая Айше стала «дочерью полка». Запись об этом событии была занесена в походный дневник.
Командование приняло решение отправить девочку подальше от театра военных действий. Айше отвезли в Варшаву, где в мирное время размещался Кексгольмский полк. В полковой церкви святых апостолов Петра и Павла Айше приняла крещение, в котором получила новое имя — Мария. Фамилию Маше дали Кексгольмская — в честь полка, который её спас и удочерил. В 1880-м году Мария поступила в Варшавский институт благородных девиц. За успехами девочки следили всем полком. Отметки об успеваемости вывешивались в офицерском собрании. Одноклассницы Маши вспоминали, что училась она усердно и прилежно, и никогда не участвовала в шалостях и проказах. «Вам всё равно, а за меня будет краснеть весь мой полк», — говорила она. Любимым предметом Марии стало рукоделие. В московском Государственном Историческом музее сегодня хранится подушка, которую она собственноручно украсила в подарок родному полку. На синем бархате золотом и серебром вышиты регалии полка. А в уголке, жёлтыми нитями, скромная подпись: «Маша Кексгольмская». После окончания института Мария вышла замуж за корнета Изюмского драгунского полка Александра Шлеммера. Полк дал девушке своё благословение и обеспечил богатым приданым. Как благородная дама, Мария теперь имела собственные визитные карточки, на которых значилось: «Мария Шлеммер, дочь лейб-гвардии Кексгольмского полка». Всю жизнь она носила брошь с полковым гербом, была попечительницей полкового храма. Когда началась Первая Мировая война, Мария Кексгольмская стала сестрой милосердия при лазарете, учреждённом 3-й гвардейской пехотной дивизией, куда входил и её родной полк. Самоотверженно ухаживая за ранеными, она заразилась туберкулёзом и скончалась от этой болезни 1920 году.
История «дочери Кексгольмского полка» была известна всей России — о ней в подробностях писала пресса. Не забыта Мария и сегодня. В городе Приозёрске Ленинградской области, который до 1948 года носил название Кексгольм, в 2001-м году была учреждена стипендия имени Марии Кексгольмской. Её вручают лучшей старшекласснице района за успехи в учёбе и волонтёрскую деятельность. И это значит, что живёт память о дочери полка. И о русских офицерах и солдатах, которые среди ужасов войны сумели сохранить в своих душах доброту и человечность, совершив подвиг милосердия.
Все выпуски программы Открываем историю
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер