
Фото: PxHere
Сколько себя помню, всегда наш дачный посёлок украшал обелиск, посвящённый землякам — героям фронта и тыла. Каждый раз, проходя мимо него, я думаю о своём дедушке, погибшем в 1942 году, и на душе становится теплее. Ещё я думаю о том, как важно иметь рядом с домом подобный мемориал «шаговой доступности», где можно прочитать родную фамилию, положить цветы. Поэтому не смогла пройти мимо публикации на сайте «Гордость России» о жителях села Троицкая Дубрава, которые долгое время не имели такой возможности. Ни у них, ни в соседних деревнях Тамбовской области не было памятника ветеранам Великой Отечественной войны.
Возможно, так продолжалось бы и по сей день, если бы не местный фельдшер, а ныне пенсионер Владимир Самоченков. Для него подвиг павших героев — не просто словосочетание: его отец прошёл всю войну, был ранен, награждён медалями. Поэтому Владимир решил самостоятельно создать обелиск — не простой, а оригинальный, отличный от других.
И у него получилось! Первый вариант памятника — четырёхметровая конструкция в виде автомата пэ-пэ-ша (так называют пистолет-пулемёт Шпагина образца 1941 года) с поднятым вверх стволом и круглым диском — установили в 1980-м. Автор признаётся, что без помощи односельчан он бы не справился: колхоз выделил цемент, умельцы провели сварочные работы. Через пару лет обелиск увеличился за счёт постамента и мраморных досок с именами героев; внутри автомата провели светодиодное освещение, а в диск вмонтировали динамик, из которого 9 Мая звучат стихи Рождественского «Памяти павших будьте достойны!»
В 1985 году, ко всеобщей радости, в селе построили часовню. Позже вокруг мемориала обустроили небольшой сквер. В День Победы здесь проходят концерты, вечером гремит салют. Всё это — этапы долгосрочного проекта Самоченкова по благоустройству села. В планах неравнодушного пенсионера — установка рядом с памятником масштабного панно с изображением танкового боя!
Про таких людей, как Владимир Самоченков, говорят: им больше всех надо. Я скажу по-другому: надо, чтобы таких энтузиастов было как можно больше! Ведь их хорошие дела, подобно праздничному салюту, украшают нашу жизнь.
Все выпуски программы Живут такие люди
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 139. Богослужебные чтения
Как победить врагов и недругов, которые строят нам козни и отравляют нашу жизнь? Ответ на этот вопрос находим в 139-м псалме, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 139.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы́ мои.
6 Гордые скрыли силки́ для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да паду́т на них горящие у́гли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечёт притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетённым и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твоё; непорочные будут обитать пред лицом Твоим.
Только что прозвучавший псалом — это жалоба псалмопевца Богу на злых людей. Автор просит у Господа защиты от врагов. Примечательно то, что своих недругов он представляет в образе змеи. Особенно это чувствуется в четвёртом стихе: «изощря́ют язы́к свой, как змея́; яд а́спида под уста́ми их», — говорится здесь. В тексте оригинала в этой строке присутствует фонетическая игра. Слова, которые на русский язык переведены как «изощрять», «язык», «змея», «аспид», «уста», в древнееврейском варианте содержат звуки «ш» и «с». Такой многократный повтор создает избыток шипящих и свистящих звуков. Этот литературный приём позволяет читателю представить образ змеи более отчётливо.
Ещё одна важная характеристика врагов заключается в том, что они, по словам псалмопевца, «зло́е мы́слят в се́рдце, вся́кий день ополча́ются на брань». Если перевести это буквально, то получается, что эти люди живут ради войны. Они постоянно вынашивают в своём сердце коварные планы. Для них естественно и комфортно жить в состоянии вражды, конкуренции и соперничества. Все вместе эти характеристики недругов псалмопевца намекают на образ того самого змея, под которым в Священном Писании нередко изображается сатана. Сатана — это в переводе с еврейского «противник». Тот, в ком нет мира. Кто постоянно сопротивляется. Тот, кто всегда против и пытается навязать окружающим свою волю.
Несмотря на то, что автор псалма описывает таким способом кого-то из реальных людей, если посмотреть на более широкий контекст Священного Писания, всё оказывается не так-то просто. В Послании апостола Павла к Римлянам дословно повторяется четвёртый стих прозвучавшего псалма: «яд аспида под устами их» (Рим. 3:13). При этом апостол говорит уже не о людях-противниках, которые мешают ему жить. Он вспоминает эту строчку Псалтири, рассуждая о всеобщей греховности человечества. Яд аспида носит в себе всякий человек. Всякий из нас время от времени становится коварной змеёй, которая жалит окружающих и, что важнее всего, саму себя.
Речь идёт о том, что каждый из нас оказывается в состоянии сопротивления жизни и людям. Каждый имеет привычку по делу и без дела настаивать на своём. Добиваться собственных целей, не обращая внимания на тот ущерб, который может быть нанесён окружающим и собственной душе. Находиться рядом с таким человеком — всё равно, что сидеть на пороховой бочке. Не знаешь, когда она взорвётся. Из-за этого возникает излишнее мучительное напряжение. Поэтому, когда псалмопевец просит в начале своей молитвы: «Изба́вь меня́, Го́споди, от челове́ка зло́го», — он просит не только о том, чтобы его враги исчезли и больше его не донимали. Человек злой — это наша вторая натура, тёмная, мрачная сторона нашей души, которая порой берёт верх и вносит в жизнь хаос, боль и в итоге делает её невыносимой.
Христианская традиция обращает наше внимание именно на этого врага. С ним она призывает нас бороться. Таинства Церкви, исполнение Евангельских заповедей, вся церковная дисциплина — это те инструменты, которые помогают нам снизить градус сопротивления людям, Богу и самим себе. Они помогают нам перестать носить войну в своей душе. Как говорил преподобный Серафим Саровский, приобрести мирный дух в своём сердце. Чтобы люди, которые нас окружают, не бежали от нас без оглядки, как при виде ядовитого гада, но тянулись к нам, как к источнику мягкого тепла и света.







