
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха
Читая воспоминания современников о людях, достигших святости, испытываешь двойную благодарность: к самим праведникам и к авторам записок, подарившим нам радость встречи со святыми.
Сегодня мы говорим о преподобном Анатолии Оптинском Втором и книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Божии люди».
Место действия — монастырь Оптина пустынь неподалеку от города Козельска Калужской губернии.
Время действия — начало XX века
Духовный писатель митрополит Вениамин (Федченков) оставил большое литературное наследие: труды по богословию, проповеди, автобиографические записки, воспоминания о подвижниках благочестия, с которыми ему довелось встретиться на жизненном пути.
В 1913 году архимандрит Вениамин (Федченков) приехал в монастырь Оптина пустынь. Ему, ученому монаху, хотелось поближе узнать повседневную жизнь знаменитой обители, понять, что такое «оптинский дух», привлекавший в Оптину пустынь богомольцев со всей России.
Впечатление от первой же встречи с Оптинским старцем Анатолием для автора книги «Божии люди» оказалось незабываемым.
Протиснувшись немного к центру толпы, я увидел, что все с умилённой любовью и счастливыми улыбками смотрят на какого-то маленького монаха в клобуке, с седенькой, нерасчёсанной, небольшой бородкой. И он тоже всем улыбался. Толпа старалась получить от него благословение. И я увидел, как вокруг этого маленького старичка всё точно светилось и радовалось. Так милые дети встречают родную мать.
— Кто это? — спрашиваю я соседа.
— Да батюшка отец Анатолий! — ласково ответил он, удивляясь, однако, моему, неведению.
Среди четырнадцати Оптинских старцев, прославленных Церковью в лике святых — два Анатолия. Один — иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) — почил в конце XIX века. Старцу Анатолию (Потапову) или, как называли его в Оптиной — Анатолию Второму — выпало нести свое пастырское служение в последние предреволюционные годы и после революции.
В молодые годы Анатолий Оптинский Второй (в миру — Александр Алексеевич Потапов) служил приказчиком в Калуге. Приняв в Оптиной пустыни монашеский постриг, он несколько лет служил келейником у преподобного Амвросия Оптинского и многому научился у прославленного старца.
В народе Анатолия Оптинского называли «утешителем» — никто не уходил от него без духовной поддержки и утешения.
Митрополит Вениамин лично убедился, насколько глубокими, почувствованными были духовные советы старца Анатолия, и приводит в книге «Божии люди» конкретный пример.
Речь шла об одном молодом священнике, у которого начался разлад в семье. После окончания духовной академии батюшка получил в одном городе приход и с большим энтузиазмом занялся постройкой нового храма. Жена стала сердиться на него за частые опоздания к обеду и даже грозилась уйти к родителям.
Узнав, что архимандрит Вениамин едет в Оптину пустынь, священник попросил узнать у старца Анатолия: как ему быть? Что важнее: храм или претензии жены? Казалось бы, ответ напрашивался сам собой, но старец Анатолий глубоко задумался...
— Конечно, — сказал отец Анатолий, — и храм строить — великое дело; но и мир семейный хранить — тоже святое Божие повеление. Нужно сочетать и храм, и семейный мир. Иначе Богу неугодно будет и строение храма. Да, вот так и отпишите — пусть приходит вовремя к обеду. Всему есть свое время. Так и отпишите.
А потом, немного подумав, добавил:
— А тут добро-то добро: строить храм-то. Но к нему тайно примешивается и тщеславие. Да, примешивается, примешивается: ему хочется поскорее кончить, людям понравиться, так и отпишите.
Я так и отписал. И дело поправилось.
Летом 1922 года в Оптину пустынь явились чекисты с ордером на арест старца Анатолия Оптинского.
Отец Анатолий попросил своих конвоиров прийти за ним на следующий день, чтобы «подготовиться». Видя преклонный возраст старца, конвоиры уступили. Всю ночь преподобный Анатолий провел в молитве, а наутро его нашли перед иконами коленопреклонённым и бездыханным.
В книге «Божии люди» митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что святой человек тоже чудо Божие, как и икона, только — явное чудо. На такие мысли на него навело знакомство с Оптинским старцем Анатолием (Потаповым).
Все выпуски программы Прообразы
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема