
Мёртвое море – одно из самых удивительных мест на земле… На самом деле - это озеро в Иудейской пустыне на юге Израиля. Его берега лишены какой бы то ни было растительности и живности. Но именно здесь согласно библейскому тексту находились пять процветающих городов, разрушенных Богом дотла из-за крайней греховности местных жителей. Самым крупным и известным из них был Содом.
История о существовании богатых городов в безжизненной пустыне, вызывала скептические ухмылки. Даже некоторые христианские ученые были убеждены, что повествование о Содоме носит символический характер.
Вызов общественному мнению в 30-х годах 19-го века бросил археолог Уильям Олбрайт:
«Археологическая экспедиция, работавшая у южного берега Мертвого моря на раскопках холма, который арабы называют Баб-эд-Дра обнаружила остатки древнего святилища эпохи ранней бронзы. Здесь же обнаружены следы древней дороги, связывавшей Месопотамию и Мертвое море. Эта дорога упоминается в текстах глиняных табличек из раскопок в районе реки Евфрат».
Имеет ли его находка какое-то отношение к библейскому Содому или нет, Олбрайт, будучи честным учёным, однозначно сказать не мог. Вторая мировая война надолго приостановила исследования в этом районе. Лишь в 1960 году до южных берегов Мёртвого моря добралась экспедиция под руководством Пола Лаппа. После трёх лет утомительных раскопок под палящим солнцем археологи обнаружили древнее кладбище, состоящее из 20 000 могил, каждая из которых, разветвлялась на пять камер, служивших для захоронения нескольких усопших. Всего на том кладбище было погребено... 500 000 человек! А это значит, что где-то поблизости располагался большой даже по современным понятиям город или агломерация с высокоразвитой культурой. Это подтверждали и найденные в округе несколько миллионов глиняных черепков, представлявших собой остатки древней посуды, а также обрывки кожаных сандалий и статуэтки божков.
Обнаруженные в разбитых горшках фрагменты разнообразной пищи свидетельствовали о том, что местные жители питались плодами земли. Получалось, что в этих пустынных местах некогда процветало земледелие, а значит – были благоприятные для него природные условия!
Дальнейшее исследование древнего поселения привело к поразительным выводам:
«Примерно 4000 лет назад найденный город погиб в пожаре. Огонь достиг даже кладбища, где остались только обожженные и проломленные стены склепов; городская стена и стена святилища рухнули на склон холма».
Был ли это именно библейский Содом – ученым предстоит доказать. Но сегодня с точностью можно утверждать, что в районе Мёртвого моря и в самом деле существовали процветающие города. А это значит, что библейский рассказ имеет под собой реальную основу!
«Всероссийский парад семьи». Андрей Кормухин, Елена Кузнецова

У нас в гостях были представители организационного комитета Всероссийского парада семьи: основатель движения «Сорок сороков», председатель общественного движения «Семья», отец девяти детей Андрей Кормухин и врач, мама пяти детей Елена Кузнецова.
Разговор шел о Всероссийском параде семьи, приуроченном ко Дню семьи, любви и верности, а также о ценности семьи в современном мире, о радости отцовства и материнства, а также о том, в чем особенность счастья многодетных семей.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Откопанный талант»
В этом выпуске своими историями и воспоминаниями о том, как человек обнаружил в себе талант, который ранее казался скрытым, и сумел раскрыть его, употребив на благо людям или на служение Богу, поделились ведущие Радио ВЕРА Анна Леонтьева, Марина Борисова, Кира Лаврентьева, а также наш гость — протоиерей Максим Первозванский.
Ведущие: Анна Леонтьева, Марина Борисова, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 30. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Начиная с преступления Каина, убившего своего брата Авеля, человечество живёт в обстановке сражения всех против всех. Иногда сражения затихают, иногда они проходят на периферии нашего личного мира, но они идут, и они, к сожалению, неизбежны. Как бы мы ни пытались, мы не сможем своими человеческими усилиями сделать так, чтобы всюду был мир, спокойствие и безопасность. Впрочем, если даже у нас получится этого достичь, внешнее благоденствие отнюдь не гарантирует спокойствия и мира в душе человека; ведь смятение в душу приходит не только из-за внешних причин, бывает, что душа находится в смятении от собственных грехов, да и мало ли причин для смятения? Как быть и что делать, если мы оказались в такой ситуации? Ответ даёт звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 30-й псалом. У этого псалма есть надписание, которое в полноте раскрывает его смысл: «Начальнику хора. Псалом Давида. Во время смятения». Давайте послушаем первую половину этого псалма.
Псалом 30.
1 Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения].
2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;
3 приклони ко мне ухо Твоё, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,
4 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.
5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.
6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.
8 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрЕл на бедствие моё, узнал горесть души моей
9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.
10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око моё, душа моя и утроба моя.
11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.
12 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.
13 Я забыт в сердцах, как мёртвый; я — как сосуд разбитый,
14 ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.
15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог.
16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.
17 Яви светлое лицо Твоё рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.
18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.
19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.
20 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!
21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.
22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укреплённом городе!
23 В смятении моём я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.
24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздаёт с избытком.
25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
В самом 30-м псалме нет указания на то, какая именно жизненная ситуация послужила причиной смятения Давида. Впрочем, это указание было бы интересно лишь с точки зрения увеличения нашей общей эрудиции, к сути же оно бы ничего не прибавило. Мы слышали, что Давид начинает свой псалом с утверждения, что всё его упование — Бог, и если это так, то никакие жизненные бури не смогут сокрушить Давида; из любой ситуации он выйдет победителем, ведь Бог пребывает с теми, кто чтит Его всем сердцем.
Не давая конкретных указаний на причину смятения Давида, псалом тем не менее позволяет нам думать, что переживания царя были каким-то образом связаны с идолопоклонниками: «Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю» (Пс. 30:7).
В наши дни язычество превратилось в нечто крайне маргинальное, и тех, кто заявляет о себе как о язычниках, довольно непросто встретить. Речь сейчас, конечно же, не идёт о тех народах, которые сохранили свои древние верования, — речь о народах христианских. Однако если мы вдумаемся, то поймём: упомянутое Давидом почитание «суетных идолов» — это не только поклонение статуям, священным рощам и духам; это всё то, что заменяет собой почитание Бога, всё то, что становится для человека на место Бога. Таким идолом для человека может стать он сам, его благополучие, его здоровье, его жизнь или же его дети; суетным идолом может быть и вера в астрологические прогнозы, а также вера в то, что деньги могут решить любую проблему; вообще, идолом может быть всё что угодно, кроме веры в Единого Истинного Бога и Его Слово.
Очень часто как раз почитание «суетных идолов» является причиной смятения души. В случае с Давидом смятение стало следствием гонений на царя со стороны язычников; в случае многих наших современников смятение души бывает следствием замещения поклонения Богу поклонением чему-либо ещё. Отсюда легко сделать вывод, способный утешить душу: прежде всего нам не стоит впадать в идолопоклонство, и если душа смятена, то необходимо задать самим себе вопрос, а не почитаем ли мы тот или иной вид «суетных идолов». Если окажется, что это так, то следующим шагом должно стать принесение искреннего покаяния, которое Бог никогда не отвергает.