Случалось ли вам находиться в ситуации, когда голос совести настолько ясный и четкий, что невозможно делать вид, что не слышишь? Он к чему-то призывает. И возможно, речь идет о шансе помочь Богу в этом мире. Вот так было со мной.
Однажды позвонила подруга Вера.
— Вань, привет, можешь срочно помочь? Тут человек на улице лежит, что делать? Я не знаю.
— Вера, сначала надо спросить, нужна ли ему скорая помощь, еда, теплая одежда или ему необходимо куда-то добраться.
Позже Вера подробно рассказала, что произошло тем вечером. Обычно, когда она видела на улице лежащего пьяного человека, проходила мимо. Отворачивала голову в сторону, занимала мысли чем-нибудь другим. В этот раз совесть начала буквально жечь и что-то подсказывало, что надо помочь человеку. Она всё сделала, как я сказал.
Мужчину звали Олегом. Он был сильно пьян, однако, прилично одет. Просил поесть и хотел добраться домой. Перед тем, как посадить его в такси, Вера разговорилась с Олегом. Он поведал, что всегда носит с собой одну книгу — Евангелие. Когда у него возникает вопрос, он открывает её и находит ответ от Бога.
Подруга моя в свою очередь рассказала, что тоже любит читать Евангелие. Что даже ходит на Евангельские встречи с друзьями. Она поделилась этим просто, чтобы поддержать разговор.
— Да? Можно с вами? — неожиданно спросил ее Олег, — только телефона у меня нет, чтобы Ваш сохранить... Напишешь на бумажке адрес, где вы собираетесь?
— Хм, да, только вот ближайшая встреча в воскресенье в 15 часов. А сегодня — понедельник, значит до встречи еще целая неделя...
На обрывке тетрадного листа Вера написала адрес с точностью до подъезда и время, хотя едва ли надеялась, что он вообще запомнит их разговор.
Прошла неделя. Встреча была запланирована у меня дома. В назначенный час мы вместе с Верой вышли из подъезда — проверить, приехал ли Олег.
Приехал. Он тихо сидел у заборчика с большим рюкзаком.
— Ой, здрасьте, я вас жду, приехал заранее чуток, с Владимирской области — поприветствовал нас новый знакомый.
— Ого...как, это Вы так из далека ехали, чтобы почитать Евангелие? — удивилась Вера.
— Ну как, я ведь обещал!
От Олега пахло выпивкой. Мы вместе поднялись в квартиру и начали встречу. После чтения Евангелия поговорили о зависимостях. Я рассказал, что от зависимости освобождает только Бог. Физически лечиться хорошо, но действительно свободу дает лишь Господь, Он меняет наше сердце.
И вдруг, Олег поднимается, подходит к своему большому выцветшему рюкзаку, достает из него бутылку спиртного, ставит на стол и говорит:
— Заберите это от меня — я хочу изменить свою жизнь.
Мы договорились продолжать общение. После встречи он сказал, что поедет к себе во Владимирскую область искать работу и попробует начать новую жизнь.
И всё это произошло благодаря голосу совести, к которому прислушалась тем вечером Вера. Поступила по-Божьи, заметила, услышала человека, лежавшего в кустах. Пожалела, если хотите. Увидела в заблудшем живую душу.
Когда мы поступаем по-христиански, мы становимся помощниками Божьими на земле, даем Ему возможность через нас действовать.
Вот так Бог дал Олегу возможность обрести новую жизнь. И мы так хотим верить, что с помощью Божьей и при собственном усердии у него это получится.
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.