
Фото: Piqsels
На субботней вечерней службе, приблизительно в её середине, перед чтением Евангелия, в храмах поются особые песнопения — степенные антифоны. Антифонами они называются потому, что в древности эти песнопения исполнялись антифонно, — в буквальном переводе с греческого «звуком напротив», то есть поочередно двумя хорами, стоящими друг напротив друга. Степенные — потому что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
В девятом веке после Рождества Христова праведный монах Феодор Студит из Константинополя составил припевы на песни ступеней, которые вошли в церковный устав как степенные антифоны. Или просто — степенны.
Всего степенных антифонов восемь — в соответствии с церковной системой восьми гласов. Их так и называют — «Степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми. Отличаются они между собой мелодией и текстом и сменяют друг друга от недели к неделе.
Степенна второго гласа, о которой мне хотелось бы рассказать, начинается такими словами: «На не́бо о́чи пуща́ю моего́ се́рдца...»
Давайте попробуем разобраться, о чём этот степенный антифон, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Текст первой части песнопения такой: «На небо устремляю очи сердца моего, — к Тебе, Спаситель, — спаси меня Твоим сиянием». По-церковнославянски это звучит так: «На не́бо о́чи пуща́ю моего́ се́рдца,/ к Тебе́, Спа́се,// спаси́ мя Твои́м осия́нием».
Давайте послушаем первый фрагмент:
Текст второй части песнопения такой: «Помилуй нас, всякий час во многом согрешающих пред Тобою, о, Христе мой, и прежде кончины укажи пути покаяния пред Тобою». По-церковнославянски строчка звучит так: «Поми́луй на́с согреша́ющих Тебе́/ мно́го, на вся́кий ча́с,/ о Христе́ мо́й,/ и да́ждь о́браз пре́жде конца́// пока́ятися Тебе́».
Послушаем вторую часть:
Текст третьего фрагмента такой: «Святому Духу подобает царствовать, освящать, приводить в движение творение; ибо Он — Бог, единосущный с Отцом и Словом». По-церковнославянски строчка звучит так: «Свято́му Ду́ху,/ Е́же ца́рствовати подоба́ет,/ освяща́ти, подвиза́ти тва́рь:/ Бо́г бо е́сть, Единосу́щен Отцу́// и Сло́ву».
Давайте послушаем третью часть:
Содержание этого антифона является ответом на текст 122-го псалма царя Давида. Автор песнопения, праведный Феодор Студит, обращается к Богу со смирением и просит указать ему путь покаяния перед Ним «прежде кончины». А ведь, если задуматься, это действительно трудная задача: найти свой путь покаяния. Как хорошо нам видны грехи окружающих людей и насколько трудно просматриваются грехи собственные. Но с Богом всё возможно. И Он обязательно поможет тому, кто искренне обращается к Нему, постепенно, ступень за ступенью, двигаться вверх, в правильном направлении.
Давайте вместе послушаем степенный антифон второго гласа полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (11.06.2025)
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 80 зач., I, 18-27.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Бог есть любовь. Однако в то же время в Писании нередко говорится о том, что Бога можно прогневать. За что же Бог гневается на человека и как этого избежать? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Сегодня апостол Павел очень конкретно указывает на причину гнева Божия. По его словам, гнев Господень испытывают те люди, которые подавляют истину неправдою. Что это означает? Воображение сразу же рисует нам преступления, о которых мы узнаем из криминальных новостей: убийство, предательство, воровство, мошенничество, унижение обездоленных, взяточничество, социальная несправедливость. Одним словом, люди, которые подавляют истину неправдою — это маньяки, убийцы, мизантропы и вообще всякий антисоциальный элемент.
Однако из слов апостола Павла это не так. Всё более прозаично и обыденно. Подавление истины неправдой начинается тогда, когда мы погружаемся в суету и совершенно забываем о том, чего хочет Бог. Особенно это проявляется в отношениях с людьми. Представьте себе, вы бежите на работу, и кто-то на улице пытается что-то у вас спросить. Естественная реакция — пробежать мимо. Мало ли, вдруг мошенник. Или кто-то прямо у нас перед носом занял место на парковке у дома, где я оставляю свою машину из года в год. Некоторых это возмутит до глубины души, хотя парковка общественная. Или до нас дошёл слух, что конкретный человек в коллективе очень нелицеприятно высказывался о нас при коллегах. Даже если мы промолчим, не будет ли в нас копиться неприязнь, обида и даже злоба к нему?
Согласитесь, что в этих случаях мы зачастую чувствуем, думаем и действуем по инерции, автоматически. Мы полностью полагаемся на житейский опыт и инстинкт самосохранения. С одной стороны, это помогает нам избежать неприятных переживаний, не упустить своё и, возможно, получить ещё больше. То есть быть весьма эффективным по жизни. Однако с другой, мы начинаем относиться к людям как к статистам и помехам. Мы становимся бесчувственными к тому, что за каждой подобной ситуацией может скрываться Бог. Он ждёт, что мы вспомним о Нём и поступим не по многолетней привычке, но прислушаемся к тому голосу Истины, который с самого рождения звучит глубоко внутри каждого из нас и который мы привыкли подавлять. Потому что в нас живёт страх потерять своё.
По словам апостола Павла, такое безразличие к воле Бога и такое систематическое подавление голоса истины в самом себе может довести до крайнего распутства. Ярким примером этого являются похоть и противоестественные грехи язычников-римлян. Они были людьми высокой культуры. Однако не слушались голоса истины и опустились в пучину безумия. Как говорит о них апостол «осуетились в умствованиях своих, омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели».
В таких ситуациях и приходит гнев Господень. Это образное выражение. Бог не гневается. Человек сам создает ситуации, когда жизнь начинает реагировать на него как на инфекцию в организме. Гнев Божий — это защитный механизм. Так наше мироздание выводит из себя заразу греха. Скорее, Бог сдерживает эти реакции. Чтобы этот всемирный, безликий закон не раздавил нас как вредных насекомых. Господь делает это в надежде, что мы одумаемся и вступим с Ним, наконец-то, в диалог.
А потому, будем учиться слышать и не подавлять в своём сердце голос истины. Для этого постараемся каждую свою мысль, каждое своё действие сверять с заповедями Евангелия. Тогда наш внутренний голос будет становиться всё отчетливей. А мы будем действовать в этом мире не как те, кто живёт по своей воле, но как дети Бога, которые во всех своих делах ищут волю Небесного Отца и которых Он избавляет от гнева.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Присоединиться к акции «Открытка добрых дел»

Хотите порадовать себя и близких душевной открыткой и вместе с этим сделать доброе дело? Присоединяйтесь к благотворительной акции «Открытка добрых дел». Её проводит фонд «Помощь». Находится он в городе Санкт-Петербурге, но приходит на выручку людям со всей России — оплачивает срочное лечение, реабилитации и не только.
Специально для акции «Открытка добрых дел» дети и взрослые, уже получившие поддержку, создали яркие и трогательные рисунки. Из них команда фонда сделала открытки и разместила на своём сайте. Каждая наполнена благодарностью и теплом людей, которые знают: справляться со сложностями лучше вместе.
Среди них девятилетняя Василиса. У неё онкологическая болезнь. Больше года девочка проходит лечение в больницах Петербурга. Благодаря поддержке фонда и многих людей у неё появилось необходимое лекарство, а вместе с ним и силы бороться.
Василиса не теряет позитивного настроя, удалённо учится в школе, общается с друзьями и строит планы на будущее. Она как никто другой знает, как важно вовремя протянуть ближнему руку помощи. Поэтому участвует в акции «Открытка добрых дел».
Перейдя на сайт фонда «Помощь», вы можете выбрать открытку с рисунком, созданным Василисой, или любую другую, и оставить свой благотворительный взнос. Так вы сделаете доброе дело для тех, кто нуждается в срочном лечении, и получите открытку на память.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов