В мае 1816 года в маленьком тверском селе Колебакино случилось большое событие. На постоянное жительство в своё родовое имение приехал колебакинский барин — дворянин Владимир Михайлович Давыдов. Давненько не бывал он в родных краях. Впрочем, на то были веские причины: Давыдов 15 лет верой и правдой служил в Императорском флоте, и только теперь ушёл в отставку — в чине капитана-лейтенанта и с орденом святого Георгия на груди. За эти годы многое повидал. Сразу после окончания Петербургского Морского кадетского корпуса отправился в море — на корабле, который назывался «Святой Пётр», ходил из Кронштадта к берегам Корфу и бороздил Адриатику. В 1807-м началась война с турками, и Давыдов на флагмане «Твёрдый» самоотверженно сражался при штурме крепости Тенедос. За мужество и отвагу, проявленные в бою, он и получил Святого Георгия — высшую награду в Российской Империи. Отечественную войну 1812 года Владимир Михайлович прошёл на фрегате «Архипелаг» — до самого освобождения Европы в 1814-м патрулировал берега Франции, Англии и Голландии. Словом, моряк Владимир Давыдов служил Отечеству доблестно и храбро.
Но долгие годы в море позади, теперь он на суше. Чем заняться на покое? Над этим вопросом Владимир Михайлович долго не раздумывал. Расспросил своих крестьян, как им живётся, чего не хватает. Оказалось — школы! За Давыдовым дело не стало. Скоро в Колебакино появились сразу две школы. Одна — для взрослых, другая для детей. Учебные пособия, мебель для классов — всё до мелочей Владимир Михайлович закупил на собственные средства. И, прекрасно образованный, сам стал преподавателем. Поначалу — единственным на две школы. Но трудился с такой самоотдачей и рвением, что очень скоро штат педагогов пополнили выпускники его же школ. Кстати, за парту вместе с крестьянскими детьми охотно садились и отпрыски окрестных дворян-помещиков, желающих в будущем поступить в Морской корпус. Ближайшие гимназии и училища были в Петербурге — далеко. А Давыдов в своих школах преподавал все необходимые для подготовки к поступлению дисциплины — арифметику, геометрию, географию, астрономию, историю. Ни с крестьян, ни с барчуков Владимир Михайлович за обучение не брал ни копейки. Наоборот, сам с готовностью помогал деньгами, если возникала в том нужда.
Выпускники давыдовских школ показывали на экзаменах в Морской корпус блестящие результаты. На этот факт обратил внимание министр народного просвещения Платон Ширинский-Шихматов. И предложил Давыдову работу в министерстве. Но Владимир Михайлович отказался. Ни престиж должности, ни размер жалования не смогли перевесить его искреннюю любовь к своим крестьянам и ученикам. Помимо учёбы, Давыдов организовывал для них полезный и увлекательный досуг. В Колебакино появился хор и оркестр духовой музыки. А самое главное — всем своим крепостным крестьянам он даровал вольные и наделил их землёй.
В 1866 году о благотворительной деятельности Владимира Михайловича написал журнал «Странник» — издание для православного духовенства. Сам же герой публикации к тому времени, увы, уже семнадцать лет как скончался. Но о нём не забыли. В начале ХХ века информация о Давыдове появилась в шестом томе знаменитого «Русского биографического словаря»: «Он заботился о своих воспитанниках, как отец, и не жалел для них ничего, оставаясь верным делу просвещения до последних дней».
Все выпуски программы Жизнь как служение
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











