Как рассказать современным детям о святых так, чтобы они почувствовали в них своих верных друзей и помощников? В детской литературе встречаются удачные примеры таких рассказов.
Сегодня мы говорим о святом праведном Иоанне Русском и книге Георгия Ермилова «Святые живут среди нас. Рассказы о святом Иоанне Русском».
Место действия — город Ургюп в Турции.
Время действия — первая половина XVIII века.
Иоанн Русский (тогда его звали Иваном) родился в конце XVII века, на юге России. Юношей его призвали на воинскую службу в армию Петра Первого, он участвовал в русско-турецкой войне. Во время одного из военных походов Иоанна взяли в плен татары — союзники турок, переправили пленника в Константинополь и продали в рабство. Иоанна купил некий ага, начальник турецкой конницы, и привёз в свой дом в городе Ургюп —в северной части современной Турции.
В детской книге Георгия Ермилова «Святые живут среди нас. Рассказы о святом Иоанне Русском» рассказывается, почему так трудно приходилось первое время Иоанну в доме аги — и вовсе не из-за тяжёлой работы.
В доме аги от Иоанна требовали, чтобы он отказался от православной веры.
— Я был верным солдатом нашему царю, — говорил Иоанн — но вы силой взяли меня в плен и лишили возможности служить ему дальше. А душу в плен вы взять не сможете и не заставите меня отказаться от Царя всех царей.
И мало-помалу отношение к Иоанну стало меняться. Видя стойкость Иоанна, враги стали его уважать.
Днём Иоанн добросовестно трудился на конюшне, а ночью молился Богу, стоя на коленях. Не только жившие в городе православные греки, но и турки, и армяне поражались терпению, кротости и трудолюбию Иоанна. Все называли слугу аги не по фамилии, а просто — русский. Многие стали почитать Иоанна Русского как христианского праведника, просили его за них молиться.
Хозяин уговаривал Иоанна перебраться в отдельный, удобный домик, но подвижнику это было не нужно. Он так и прожил до конца жизни в конюшне, считая себя слугой не аги, а Бога.
Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Христовых Тайн и послал за православным священником. Зная фанатизм турок, священник побоялся открыто принести Святые Дары к Иоанну. Бог вразумил спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу Богу...
На погребение собрались, наверное, все христиане, жившие в Ургюпе, и похоронили его при местной церкви во имя святого великомученика Георгия.
Прошло почти двести лет, и в 1924 году большая колония православных греков, живших в Турции, переселилась на греческий остров Эвбея. Греки взяли с собой мощи святого Иоанна Русского, и построили на острове храм в честь своего любимого святого, родом из России.
Книга Георгия Ермилова «Святые живут среди нас. Рассказы о святом Иоанне Русском» предназначена для детей младшего и среднего возраста, её героями тоже являются дети.
Лена приезжает погостить в деревню к бабушке, так как её родители с заболевшим младшим братом улетели в Грецию, к мощам святого Иоанна Русского. У Юры, деревенского друга девочки, возникают вопросы: кто такой Иоанн Русский и почему родители Лены отправились к нему за помощью? И что это за русский, если к нему надо ехать в Грецию?
Из рассказов дедушки Юра узнаёт, что и в наши дни возле нетленных мощей праведного Иоанна Русского нередко происходят чудеса исцелений.
Детскую книгу Георгия Ермилова «Святые живут среди нас» хорошо читать вслух, в кругу семьи — она и взрослых может вдохновить и многому научить.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер