
Фото: Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха
До конца XVII века в России, по сути, не существовало чёткой системы государственных наград. Особо отличившихся на гражданской или воинской службе жаловали «шубой с царского плеча», золотыми монетами, перстнями, оружием, земельными наделами. Лишь в 1699 году Пётр Первый учредил орден Святого апостола Андрея Первозванного. До последнего дня существования Российской империи — то есть, до 1917-го года, этот орден оставался высшей государственной наградой.
Апостола Андрея царь Пётр выбрал покровителем ордена не случайно. Церковное предание гласит, что первый ученик Христа проповедовал на русских землях. Главным символом Ордена святого Андрея Первозванного стал косой крест синего цвета в виде буквы «х» и распятый на нём апостол на фоне двуглавого орла. Этот знак полагалось носить на широкой голубой ленте, надетой через правое плечо. В особо торжественных случаях орден вешался на золотую цепь. В повседневной жизни кавалеры ордена носили восьмиконечную звезду с крестом апостола Андрея и надписью «За веру и верность».
За что же именно и кому вручался первый российский орден? Весьма интересен тот факт, что его статут — то есть, официальное положение, определяющее этот порядок, — долгое время не был утверждён, хотя и разрабатывался. Случилось это только в 1797 году, при императоре Павле Первом. По сути же, орден святого Андрея Первозванного всегда вручался за ратные подвиги, большие военные победы или иные государственные заслуги. Первоначально подразумевалось, что кавалерами ордена могут стать лишь члены императорской фамилии и высокопоставленные лица. Однако позже Пётр разрешил награждать орденом и тех, кто высоких чинов не имел. При этом одновременно с награждением кавалер такой чин сразу же получал.
Первым из тех, кто удостоился главной государственной награды, стал верный соратник Петра — выдающийся дипломат, боярин Фёдор Головин. Он немало сделал для блага и процветания Государства Российского. В 1689 году заключил Нерчинский трактат — первый мирный договор между Россией и Китаем, причём, весьма выгодный для русской державы. Участвовал в Великом посольстве — большой дипломатической миссии в Европу. Отличился в Азовских походах — военной кампании Петра Первого против Османской империи. Головин получил орден в 1699-м году — то есть, фактически сразу же после того, как он был учреждён.
Примечательно, что сам Пётр Первый получил орден Андрея Первозванного только через 4 года после его учреждения именно из рук Фёдора Головина. В ходе Северной войны царь совершил настоящий воинский подвиг — захватил два шведских боевых корабля в устье Невы. Всего же за время правления Петра, учредителя ордена святого апостола Андрея Первозванного, его кавалерами стали 38 человек. Среди них были и представители духовенства. Первым из священнослужителей в 1796 орден получил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил.
Кавалерами ордена святого Андрея Первозванного были практически все прославленные русские полководцы и флотоводцы VIII-XIX веков: Петр Румянцев, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли, Пётр Багратион, Матвей Платов, Александр Тормасов.
Новое рождение, уже в современной России, орден святого апостола Андрея Первозванного получил в 1998 году. Указом президента он был восстановлен в статусе высшего государственного ордена Российской Федерации. Им награждаются выдающиеся государственные и общественные деятели и граждане страны за исключительные заслуги на благо, процветание, и славу России. Среди современных андреевских кавалеров — академик Дмитрий Лихачёв, конструктор Михаил Калашников, певица Людмила Зыкина, патриарх Алекси́й II.
Все выпуски программы Открываем историю
«Подготовка к встрече Рождества Христова». Протоиерей Максим Плетнев
У нас в студии был клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Мы говорили о празднике Рождества Христова, о его смыслах и о подготовке к нему.
Рождество Христово — момент, когда Бог становится Человеком ради спасения людей, и это меняет взгляд на время, историю и человеческую жизнь. В эфире звучат размышления о стремлении «увидеть» Рождество через зримые образы, традиции и культуру, о значении Святой Земли и о том, как по-разному человек может воспринимать мир: видеть в нём лишь внешнее или открывать величие Божие. Отдельно говорится о современных формах празднования и о том, как при внимательном, мирном настрое в них сохраняется возможность духовного сосредоточения. Также отец Максим рассуждает об умалении Бога и любви как жертве — о рождении Богомладенца, уязвимости и доверии, с которыми Христос приходит в мир. Разговор касается личных отношений человека с Богом, церковной общины и того, как вера призвана наполнять не только храм, но и повседневную жизнь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Пётр и Марина Глебовы

Фото: Piqsels
Когда актёр Пётр Глебов стал известен, люди на улице перешёптывались: «Гришка! Смотрите, Гришка Мелехов идёт!». Артист ассоциировался у многих зрителей с самым ярким своим кинообразом — ролью казака Григория Мелехова из экранизации «Тихого Дона». Однако Пётр Петрович Глебов в отличие от шолоховского героя, был убеждённым семьянином и преданно любил супругу, с которой прожил в счастливом браке 52 года.
Встречу 32-летнего Петра Глебова и 30-летней Марины Левицкой в Москве, зимой 1948 года, можно назвать вполне обыденной. Марина пришла тогда в гости к матери Петра — девушка была племянницей её близкой подруги. Глебов почти не обратил на неё внимания. Он спешил в Дом Союзов на новогодний утренник, где выступал в роли Петрушки. Однако так вышло, что Марина засиделась, и когда Пётр вернулся, они разговорились. Не заметили, как за окном стемнело. Глебов вызвался проводить Марину до дома. Она вежливо отказалась. Ушла, а Пётр весь вечер о ней думал. Через несколько дней попросил у своей матери номер телефона Марины. Позвонил, пригласил в театр. Девушка приглашение приняла. Позже Марина Алексеевна с улыбкой вспоминала, что пришла на встречу с Петром прямо с работы, голодная. И он сразу же заботливо повёл её в буфет, напоил чаем с бутербродами. Пётр и Марина стали часто встречаться — гуляли по Москве, ходили в кино. Однажды Глебов пригласил девушку домой на семейный ужин. И сделал предложение. 9 июля 1948 года они поженились.
Молодожёны обосновались в коммуналке на улице Остоженке, где Пётр жил вместе с матерью. Марина перебралась туда из своей комнаты в общежитии. Жили небогато, тесно, но дружно. В этой квартире появились на свет две дочери Глебовых — Ольга и Елена. Пётр тогда служил в труппе московского театра имени Станиславского. Зарплата театрального актёра была небольшой, поэтому, чтобы обеспечить семью, Глебов параллельно снимался в кино. Правда, роли ему доверяли только эпизодические. Пётр расстраивался, но Марина ободряла мужа, верила в его талант. Говорила: «У тебя обязательно будет большая роль».
Так и случилось. Летом 1956 года Марина с дочками отдыхала в деревне. Однажды вечером к ним неожиданно нагрянул Пётр — радостный, взволнованный. Привёз новость: режиссёр Сергей Герасимов утвердил его на роль Григория Мелехова в экранизации романа «Тихий Дон»! Интересно, что сначала речь шла об эпизоде — Глебову предлагали сыграть одного из казаков. Но когда его фотопробы увидел Михаил Шолохов, который принимал участие в экранизации своего произведения, он воскликнул: «Вот он, Мелехов!». И главная роль досталась Петру Петровичу. Осенью 1956-го начались съёмки. Проходили они в Ростовской области, на хуторе Диченском. Вдали от жены и дочерей Глебов тосковал. Приехав в короткий отпуск, сказал супруге: «Марина, собирай девчонок. Поедете со мной. Не могу я там больше без вас!». Через несколько дней семейство Глебовых отправилось на Дон. Поселились в казачьей избе. Рано утром Пётр Петрович уезжал на съёмки. Вечером возвращался, привязывал к плетню коня, снимал грим, и семья садилась ужинать. Так прожили до самого конца съёмок.
После выхода «Тихого Дона» на экраны к Петру Глебову пришла известность. Его узнавали. Семья перебралась в просторную квартиру на Фрунзенской набережной. Новых больших киноролей у Петра Петровича не случилось. Но он говорил, что ему повезло в другом, самом главном — в семейной жизни. Дочь Глебова, Ольга Петровна, вспоминала, что отец и мать бесконечно доверяли и бережно относились друг к другу.
В апреле 2000 года Пётр Глебов скончался от сердечного заболевания. Марина Алексеевна пережила супруга на 9 лет. Она рассказывала дочерям, что ни на минуту не забывала мужа, молилась о нём. А в минуты, когда подступала тоска, словно чувствовала его руку на своём плече. И на сердце становилось светло.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Правильные слова правильно. Алёна Боголюбова
«Вот, ты так делаешь, а ведь это — грех!» — говорила я подруге. А та не слушала. И даже обижалась.
Почему такая реакция? Я же хочу как лучше для нее! Я говорю правду, даже если она не приятная! А что, правильнее молчать, если твой близкий человек согрешает?
С этими вопросами я пришла к священнику, когда мои советы и обличения отказались принять уже несколько близких людей. И отношения с ними охладились.
— Батюшка, в Священном Писании сказано: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Так почему люди от меня отдаляются, когда я указываю им на грехи?
— А с каким сердцем ты это делаешь? Что ты чувствуешь, когда указываешь на чужие грехи? — спросил священник.
— Уверенность в своей правоте, решимость, даже немного возмущение чувствую, что человек сам не осознает собственных ошибок, — ответила я.
— Вот, видишь, — сказал батюшка, — а как апостолы наставляли? Приведу тебе другую цитату и тоже из Священного Писания, из Послания святого апостола Павла к галатам:
«Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя».
— Понимаешь? — продолжил священник, — сначала хорошо бы заглянуть в свою душу и понять, почему тебе хочется обличать других? Действительно ли ты это делаешь из любви к дорогим людям или чтобы ощутить свое превосходство над ними?
Я вышла из храма с роем мыслей в голове. А правда, зачем я обличаю друзей и родных? Конечно, я полагаю, что больше знаю о заповедях, о духовной жизни. Ведь многие из моего окружения в храм и не заходят.
Зачем еще? Возможно, я так пытаюсь манипулировать людьми. Как бы ни было неприятно это признавать. Ведь указываю на те их поступки, которые мне неприятны, которые мешают, доставляют дискомфорт. И, конечно, в те моменты любви совсем не чувствую...
Оказалось, так много ошибок в духовной жизни совершаю я сама, что на анализ потребуется весьма много времени. Когда углубилась в эту работу, стало как-то не до грехов окружающих.
С тех пор взяла себе за правило: прежде, чем кому-то что-то сказать, сначала заглядываю в свою душу, чтобы понять, что сейчас испытываю и зачем хочу высказаться? И ответы укажут направление работы над собой.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











