Мариинские гимназии — в наши дни это историческое название всё чаще возвращают себе учебные заведения в разных регионах России. Мариинскими гимназиями официально именуются школы в Таганроге и Ульяновске. В Уфе, по традиции, одну из старейших школ города также называют Мариинской. Современные Мариинские гимназии, конечно, мало чем отличаются от привычных средних школ. А вот два столетия назад, когда эти учебные заведения только появились, они стали новым словом в отечественном образовании. Какими же были Мариинские гимназии в России XIX-го — начала XX-го века, и почему они так назывались?
Прежде всего, нужно отметить, что раньше Мариинские гимназии были исключительно женскими. В Российской империи образование долгое время оставалось привилегией сильного пола. Однако уже в конце XVIII-го века стали появляться учебные заведения и для женщин. Например, Смольный институт и училище ордена Святой Екатерины в Санкт-Петербурге. Однако поступить туда могли лишь девушки дворянского происхождения. Позже начали открываться епархиальные женские училища для дочерей духовенства. А 1858-м году в Петербурге открылось первое училище для девиц всех сословий. Оно стало называться Мариинским. И вот почему: учредителем училища стало «Ведомство императрицы Марии» — благотворительная организация, созданная ещё в конце XVIII-го века супругой императора Павла Первого, Марией Фёдоровной. На личные средства императрицы и частные пожертвования «Ведомство...» открывало и содержало больницы, воспитательные дома для сирот, богадельни для престарелых и учебные заведения. После кончины Павла, «Ведомство императрицы Марии» поочередно возглавляли жёны других действующих монархов. А название сохранялось прежним.
Первое женское Мариинское училище, которое впоследствии переименовали в гимназию, было своего рода экспериментом. Он удался, и вслед за Петербургом, Мариинские всесословные женские гимназии стали появляться практически во всех крупных городах Российской Империи. Туда могли поступить девочки, которым исполнилось 8 лет. Восемь лет продолжалось и образование. А если считать приготовительные классы — то XI, как и сегодня. Старший класс назывался «педагогическим» — на последнем году обучения девушки получали специальность домашней учительницы, и аттестат, который позволял им работать или продолжить образование на женских педагогических курсах.
Учебная программа была весьма насыщенной. Девушки изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, геометрию, физику, географию, русскую и всеобщую историю. Эти предметы были обязательными. В педагогическом 8-м классе к ним прибавлялась педагогика и практика в младших классах — пробные уроки и «педагогическое наблюдение» за младшими девочками. Помимо обязательных, существовал ряд дополнительных дисциплин по выбору: французский и немецкий языки, рисование, музыка, танцы.
В Мариинских гимназиях царила строгая дисциплина. Ученицы носили особую форму, и были обязаны поддерживать в порядке свой внешний вид. Классные дамы зорко за этим следили. Воспитанницам не разрешалось посещать увеселительные мероприятия за стенами учебного заведения. Зато в самих гимназиях для них устраивались театральные представления, литературные вечера, рождественские ёлки. В девушках воспитывали нравственность, скромность, готовили к роли будущих матерей семейства.
В 1918-м году большевики расформировали женские Мариинские гимназии. Большинство из них стали обычными советскими школами. Но историческая память оказалась сильнее. И сегодня учебные заведения, которые когда-то были Мариинскими гимназиями, возвращают себе своё исконное имя.
Все выпуски программы Открываем историю
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В чём на практике должно выражаться христианство? Человек, внимательно читавший Новый Завет, скорее всего не задумываясь ответит: в добрых делах, в милосердии, в помощи ближнему, и на первый взгляд будет прав. Действительно, призыв к деятельному служению ближним — один из важнейших в Евангелии. И всё же полностью этот ответ удовлетворительным считать трудно. Ведь если всё так, как может быть христианином человек, у которого нет возможности заниматься благотворительностью и добрыми делами? Человек бедный, человек больной, попавший в трудную ситуацию... Может ли он жить по-христиански? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из девятой и десятой глав второго послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Есть люди, которые совершенно не умеют жертвовать: ни деньги, ни силы, ни время. Одни просто эгоистичны и ни с кем делиться не хотят, не понимая, что подлинный источник того, что они имеют, — Бог. Другие жертвуют, смотря сверху вниз, самой жертвой показывая своё превосходство и унижая того, кто её получает. Самой по себе решимости творить добро мало, нужно уметь творить его так, чтобы можно было его принять. Это прописные и очевидные истины. Однако у любого доброго дела есть не только совершитель, но и тот, на кого оно распространяется. И эта сфера для нас гораздо менее очевидна. Жадность или гордость могут быть довольно явными. Но ведь есть и те, кто не умеют принимать заботу и помощь от окружающих. Возможно, из видоизменённой, но всё той же гордости, возможно, из скромности или стеснительности... Наверное, основания подобного поведения действительно могут быть разными. Но какими бы они ни были, раз одни люди призваны помогать ближним, значит другие, те самые ближние, призваны эту помощь принимать. И принимать правильно, не отталкивая, не пренебрегая, не пропуская без пользы.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел объясняет коринфянам, что их жертвенность — не простая подачка бедным, она не просто восполняет их ресурсы, но приводит к обильной благодарности Богу и к возрастанию братского общения. Если грех выражается в обоюдной закрытости людей друг от друга, значит и открытость должна быть обоюдной. И как для того, чтобы пожертвовать, необходимо выйти за пределы своего эгоизма, то же самое необходимо сделать для того, чтобы жертву принять и увидеть за жертвой личность того, кто жертвует и Бога, поддержавшего его на этом пути. И если Церковь предполагает общение в любви, эта любовь призвана быть обоюдной, потому что в итоге всем нам стоит помнить известные слова: «Бог даёт, а мы обмениваемся». Если человеку кажется, что у него ничего нет и он может только получать, он забыл о главном: у него есть возможность благодарить и принимать дар так, чтобы он создавал пространство любви, объединяющей нас с Богом и друг другом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Эльдару подготовиться к операции
Эльдару Утюшеву 37 лет, вместе с женой и двумя дочками он живёт в городе Саратове. Супруга работает учительницей в школе, а мужчина — мастер по декоративной штукатурке, занимается ремонтом. Ещё недавно Эльдар мог за месяц привести в порядок 5-6 квартир. А сейчас, в лучшем случае, одну за два месяца. Всё из-за болезни, которая в короткие сроки подкосила его здоровье.
Эльдар — человек активный, регулярно посещал спортзал. «Мне так хотелось быть примером мужчины для своих дочерей — спортивным и сильным!» — рассказывает он. Выполняя тяжёлые физические упражнения, Эльдар не подозревал, что болезнь разрушает его позвоночник. Однажды у мужчины появились боли под лопаткой. В поликлинике сказали, что это мышечные спазмы после тренировок. Но боли в спине всё нарастали. «За две недели из здорового сильного человека я превратился в лежачего инвалида», — говорит мужчина.
В ходе обследования в больнице выяснилось, что у Эльдара сдавлены позвонки в нескольких местах. Иначе говоря — компрессионный перелом позвоночника. Такое разрушение костной ткани произошло в результате миеломной болезни. Это одна из разновидностей рака.
После курса химиотерапии мужчине стало легче. Он даже встал на ноги, но всё ещё очень слаб. Радикально помочь ему может только трансплантация костного мозга. Но сперва важно подготовить организм Эльдара к операции. Для этого врачи назначили эффективное лекарство. Однако препарат в России ещё не зарегистрирован и получить бесплатно его нельзя. Поэтому Эльдару Утюшеву из Саратова необходима помощь. Сбор на дорогостоящее лекарство открыт на сайте Милосердие.ру, и вы можете его поддержать: https://www.miloserdie.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». о. Тимофей Чайкин
У нас в студии был настоятель московского храма святителя Николая в Заяицком священник Тимофей Чайкин.
Мы говорили с ним о его пути к священническому служению, об учебе в семинарии и об общении со знаменитым регентом архимандритом Матфеем (Мормылём).
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер