
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха
В середине XVII века на Московский пушечный двор, где отливались не только орудия, но и колокола, поступил «колокольным литцом» — то есть, литейщиком, — Александр Григорьев, сын Лыков, как его называли. Он вошёл в историю как один из самых молодых и талантливых русских мастеров колокольного дела. И вдохновил режиссёра Тарковского на съёмки одного из эпизодов картины «Андрей Рублёв».
В документах Пушкарского приказа — ведомства, которое руководило работой Пушечного двора — имя Александра Григорьева появляется в 1651 году. А в 1655-м в Москве побывал сирийский путешественник и писатель, архидиакон Павел Алеппский. Он находился в свите антиохийского патриарха Макария, приехавшего в Россию по приглашению царя Алексея Михайловича. Павел побывал в литейных мастерских и оставил в своих записках довольно подробную и любопытную характеристику Александра Григорьева. «Молодой человек, тщедушный, худой, совсем ещё безбородый». Павел Алеппский наблюдал за работой Александра над Большим Успенским колоколом для кремлёвской колокольни Ивана Великого. «Ничего подобного этой редкости, удивительной, единственной в мире, не было и не будет: она превосходит силы человеческие», — восторженно писал он. Александру Григорьеву, сыну Лыкову, действительно, удалось то, чего не смогли сделать многие до него.
Первоначально создание Большого Успенского колокола царь поручил именитому мастеру из Нюрнберга Иоганну Фальку. Доверить работу иностранцу решили не случайно: колокола пришли на Русь из Европы, практически одновременно с принятием христианства. Тогда церковь была ещё единой — разделение на Западную и Восточную, или католическую и православную, произошло позже. Колокола для русских церквей привозили из Европы до тех пор, пока русские ремесленники не переняли от европейских мастеров премудрость колокольного литья. А дело это было непростое. Как отмечает культуролог Вера Кондрашина, в колокольном ремесле заключены обширные и разнообразные знания о законах музыкальной акустики, о свойствах металлов и сплавов. Так что западные литейщики ещё долгое время считались лучшими. Иоганн Фальк пообещал сделать колокол весом в 8000 пудов, или 128 тонн. Но очень скоро заявил, что объём работ слишком большой, и уложиться в срок никак не получится. В результате создателем колокола стал «литец» Московского Пушечного двора Александр Григорьев, сын Лыков. Молодой человек отлил колокол за фантастический даже по современным меркам срок — всего за несколько месяцев. Он работал с мая до осенних холодов. Исследователю XIX века Иосифу Гамелю удалось найти в архивах уникальные документы, в которых подробно описывался процесс создания колокола. Александр Григорьев сам работал у печей, изготавливая сплавы, создавал громадную литейную форму, вырезал надписи и орнамент на готовом колоколе. При интенсивной работе у мастера оставалось время и на другую. В том же 1655-м Александр Григорьев отлил трёхтонный набатный колокол для Спасской башни Кремля. С его помощью подавали сигнал тревоги, оповещали жителей об опасности — например о пожарах. Он же в 1668 году сделал Большой благовестный колокол для Саввино-Сторожевского монастыря. Этот колокол возвещал православным о начале церковных служб. И заслужил славу самого благозвучного во всей России.
Считается, что именно Григорьев стал прототипом Бориски — героя кинокартины Тарковского «Андрей Рублёв» из новеллы «Колокол». По замыслу режиссёра, вера в Бога помогла Бориске закончить трудную работу. С такой же верой трудился и Александр Григорьев, сын Лыков. И пусть его колокола не сохранились до наших дней. Зато жива память об удивительном мастере с даром от Бога.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема