«Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно-то и делает его человеком» — говорит святой Иоанн Златоуст. История знает примеры поистине святой доброты.
Сегодня мы говорим о святой праведной Иулиании Лазаревской и рассказе Евгения Опочинина «Светлая Утреня голодных».
Место действия — село Вочнево Нижегородской губернии.
Время действия — начало XVII века по Рождестве Христовом.
В 16 лет Ульяну (таково мирское имя праведной Иулиании Лазаревской) выдали замуж за Георгия Осорьина, владельца села Лазаревкое под Муромом. Всю жизнь боярыня Ульяна работала наравне со слугами, щедро одаривала милостыней нищих и обездоленных.
В рассказе Евгения Опочинина «Светлая Утреня голодных» описана последняя весна в жизни Ульяны Устиновны Осорьиной, к тому времени — уже вдовы. Спасаясь от голода, от которого в годы правления Бориса Годунова вымерла треть населения Московского царства, Осорьины переехали из Лазаревского в свое нижегородское имение Вочнево, где оставались кое-какие запасы зерна. Но по весне и там уже пекли хлеб из лебеды вперемешку с древесной корой.
Невеселыми были думы Ульяны Устиновны: приближался светлый праздник Пасхи, а в доме не было ни горсти муки.
Золотой солнечный луч скользнул по тёмному простому платью женщины, сидевшей за столом, перебрался на её исхудалое лицо и залил, заслепил своим светом большие кроткие глаза, полные скорбной думы.
Вошла ключница и ждала, когда заговорит боярыня, а та сидела, закрыв лицо прозрачными, словно белый воск, исхудалыми руками.
Ульяна уже давно написала в Муром письмо своему зажиточному родственнику, Фёдору Никифоровичу Дубенскому, умоляя его прислать к празднику хоть какое-то продовольствие, и все в Вочневе с нетерпением ожидали ответа.
Первой оповестила боярыню о прибытии запасов ключница Абрамовна. Она, вне себя от радости, вбежала в комнату, где в это время молилась Иулиания Устиновна и, задыхаясь, вскричала:
— Матушка! Обоз пришёл от Фёдора от Никифоровича! Благодать Господня! Сказывают присыльщики: и мука всякая, и яички...
Старуха ещё долго перечисляла присланные Дубенским запасы, не замечая, что боярыня даже не обернулась, а как стояла на коленях перед иконой, так и осталась.
Помолившись, Ульяна Устиновна велела напечь много хлебов, чтобы хватило для всех голодных, кто в великий праздник постучится в ворота ее дома.
Узнав об этом, после пасхального богослужения люди из разных сёл ночью со свечами направились в Вочнево.
На дворе боярском, уставленном великим столами, гостей встречала боярыня Иулиания. Священники с народом пропели воскресные песни, а потом все сели за трапезу. И были полны народом не только избы и палаты, а и двор, и надворные сараи.
А боярыня не садилась за трапезу: в своей белой одежде она ходила меж столами и оделяла всех запасом на дом.
Эта пасхальная трапеза осталась в народной памяти как «светлая утреня голодных». «Светлая утреня» — так называют пасхальное богослужение, с которого начинается празднование Светлого Христова Воскресения. Венчает торжества Божественная Литургия, после которой принято разговляться.
В рассказе Евгения Опочинина «Светлая утреня голодных», написанном на основе жития святой праведной Иулиании Лазаревской, показано, как в трудные времена сердобольная вдова устроила для голодных пасхальную трапезу.
Имя писателя, историка, знатока русского быта и фольклора Евгения Николаевича Опочинина мало известно современному читателю. А вот до революции его рассказы о русских святых входили в круг обязательного детского чтения, издавались большими тиражами.
Полезно и нам всем помнить слова, которые в рассказе «Светлая утреня голодных» Иулиания Лазаревская говорит своей ключнице: «У Бога все родные. Человеку, помня заповедь Христову, надо, как о себе, радеть о ближнем».
Все выпуски программы Прообразы
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема