
Фото: PxHere
Многие мемуары со временем приобретают значение исторического свидетельства, если автор воспоминаний пишет о себе и жизни своих современников правдиво и искренно.
Сегодня мы говорим о святом новомученике Иосифе Петроградском и книге воспоминаний княгини Натальи Урусовой «Материнской плач Святой Руси».
Место действия — город Актюбинск в Казахстане.
Время действия — 30-е годы XX века.
В 1947 году княгиня Наталья Владимировна Урусова написала книгу «Материнский плач Святой Руси».
У княгини Урусовой, принадлежащей к знатному дворянскому роду, было семеро горячо любимых детей.
В 1917 году, в год революционного большевистского переворота, ее старшему сыну Сергею исполнился 21 год, он погиб, сражаясь в рядах Белой Гвардии. Младший сын Андрей был арестован в 1937 году и сгинул в советских лагерях. За годы советской власти она лишилась всех семерых детей...
В 30-е годы XX столетия княгиня Урусова, как «классово-чуждый элемент» в глазах властей, оказалась в Казахстане, где ей пришлось претерпеть много мытарств. Пережить испытания Наталье Владимировне помогли встречи с людьми необычайной силы духа.
Один из них — митрополит Иосиф (Петровых), сосланный из Ленинграда в Казахстан в 1931 году. Он и в ссылке, с риском для жизни, тайно проводил богослужения, чтобы утешить и поддержать верующих.
26 августа приехал митрополит Иосиф и удостоил нас посещением по случаю дня моего Ангела. Какой это чудесный, смиренный, непоколебимый молитвенник. Это отражалось в его облике, и в глазах, как в зеркале. Он был высокого роста, с большой белой бородой и необыкновенно добрым лицом, он не мог не притягивать к себе, и хотелось бы никогда с ним не расставаться«.
Митрополит Иосиф жил на окраине города Чимкента в маленьком казахском глинобитном домике. Но первое время, когда его определили на поселение в маленьком городке Ауэлита, условия были еще хуже: владыку поместили в сарай со скотиной, отделив его койку жердями.
Сведения о жизни митрополита Иосифа (Петровых) в казахстанской ссылке сохранились в книге воспоминаний княгини Урусовой.
Он провел у нас за чаем больше часа, рассказывал о трудной жизни в сарае, когда над головой, уцепившись за хворост потолка, висит и смотрит на тебя змея, о том, как трудно было молиться, когда кругом мычанье, блеянье, и хрюканье, и безжалостно плохое питание. Эти все условия и было, очевидно, причиной его болезни. По временам он сильно страдал от язвы в кишечнике. Но он всё переносил, как Праведник, и если рассказывал о трудных преследованиях, то только потому, что мы все вспоминали о жестокостях ГПУ.
Автор этих воспоминаний, княгиня Наталья Владимировна Урусова прожила долгую жизнь, дожив до девяноста лет. После войны она эмигрировала в Германию, затем переселилась в Америку, до последних дней писала стихи.
О Россия наша!
Родина святая!
Ты омыта кровью
С края и до края!
Чувствуется духом
Близкое прощенье,
И Россия встанет
Храмом... Воскресенья!
Это стихотворение княгини Натальи Владимировны Урусовой звучит как посвящение светлой памяти новомученика Иосифа Петроградского.
В 1937 году митрополита Иосифа снова арестовали. По решению тройки НКВД новомученик Иосиф Петроградский был расстрелян в Лисьем овраге возле города Чимкент в Казахстане.
Книга воспоминаний княгини Урусовой «Материнской плач Святой Руси» стала важным историческим свидетельством мужества верующих, которым выпало жить в России в годы жестоких гонений большевиков на Церковь.
«...Видела я и много радостей во взаимной любви моей к детям, и их ко мне, и много чудесных Милостей Божиих. Я хотела в последовательном описании своих переживаний за 30 лет обнажить правду о большевиках тем, кто ее не знает или ослеплен пропагандой неправдой о ней»...
Все выпуски программы Прообразы
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!