
Фото: PxHere
Можно ли победить многотысячное вражеское войско, не поднимая оружия? В истории древних евреев есть пример такой удивительной победы.
Сегодня мы говорим о праведном судье Гедеоне и стихотворении Всеволода Крестовского «Гедеон».
Место действия — город Офра в древнем Израиле.
Время действия — первая половина XI века до Рождества Христова.
Гедеон жил в давние времена, когда евреи, приведённые пророком Моисеем из Египта в Палестину, начали обосновываться на новых землях и постоянно терпели притеснения от соседних воинственных племён.
Однажды к селению Офра на берегу реки Иордан, где жил юноша по имени Гедеон, подошли сразу два вражеских войска — мадианитяне и амаликитяне. Они надеялись, что евреи устрашатся их численности и будут спасаться бегством, бросив свои дома и несобранный урожай. Но Гедеону, который один из немногих в Офре хранил веру предков в Единого Бога, явился ангел и возвестил: «Господь с тобой и велел мне передать: иди с этой силою твоей и спаси детей Израиля от руки мадианитян».
Гедеон стал созывать соплеменников на битву. Множество израильтян из разных селений собрались в Офре, чтобы вместе дать отпор врагу.
Однако ангел Божий приказал Гедеону распустить по домам почти всех добровольцев и оставить только тех, кто хранил в душе веру в Бога. Таких нашлось всего триста человек — против огромной сдвоенной армии мадианитян и амаликитян.
Накануне сражения Гедеон услышал новое, ещё более необычное повеление: не брать в бой никакого оружия, а запастись лишь глиняными горшками и горящими факелами.
Ночью со своим отрядом Гедеон прокрался в стан врагов. По его сигналу воины дружно разбили кувшины, в которых несли зажжённые факелы, затрубили в трубы и громко закричали: «С нами меч Господа и Гедеона!» От шума в стане началась паника. Враги бросились в бегство, а Гедеон и его воины преследовали их до другого берега Иордана.
Вот как описано это удивительное сражение в стихотворении Всеволода Крестовского «Гедеон».
Грозой пронёсся мощный крик:
«Меч Богу сил и Гедеону!..»
И встал средь ужасу и стону
И Мадиам, и Амалик...
Смятенье... Шум... Несутся кони.
Визжат мечи, тупясь о брони...
Туманит скорбь врагам глаза,
И, ошалелый в ночь от страху,
Брат брата бьёт мечом с размаху...
Ещё удар... Ещё гроза...
И дрогнул враг, и до рассвета
Бежал к пустыням Вифасетта...
А утром, солнце — лишь взошло —
Багряным светом облилО
Запасов брошенные груды,
Оружья, ткани и сосуды...
Весть о чудесной победе сразу над двумя вражескими армиями настолько поразила соплеменников Гедеона, что они захотели избрать его своим царём. В те времена еврейский народ управлялся старейшинами или как их называли — судьями, которые выбирались из самых уважаемых людей.
Гедеон отказался от царской власти, а согласился стать судьёй Израиля. И вот как он объяснил свой отказ народу, собравшемуся на городской площади.
О, нет!.. Да Узрят же потомки
Родной страны одни обломки,
Когда воссядет хоть один
Над нами дерзкий властелин!..
Не ты ль, народ, из рода в рОды
Пред Богом был — народ свободы?..
Из века в век, среди тревог,
И в мирный день, и пред врагами —
Над нами царь — единый Бог!..
И Бог да царствует над нами!
Автором этих строк является русский прозаик и поэт XIX века Всеволод Владимирович Крестовский. В качестве журналиста он принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, и не понаслышке знал, какой ценой даются победы.
Крестовский написал стихотворение о судье Гедеоне — библейском герое, который на много лет принёс своему народу мир и показал, что нет на свете большей силы, чем вера в Бога.
Все выпуски программы Прообразы
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











