
Фото: PxHere
Изучая по летописям жизнь Древней Руси, историки замечают, что их авторы порой бывали пристрастны. Реконструировать во всей полноте события прошлого помогает историческая критика.
Сегодня мы говорим о благоверном князе Олеге Рязанском и историческом очерке Дмитрия Иловайского «Олег Иванович».
Место действия — Рязанское княжество.
Время действия — XIV - начало XV века по Рождестве Христовом.
Олег Иванович Рязанский родился в 1338 году, когда Русь уже около 100 лет находилась под властью монголо-татарского ига.
Трудные это были времена. Из пограничных с Рязанским княжеством степей то и дело с набегами появлялись ордынцы. В XIV веке на Руси продолжались междоусобицы между русскими князьями. Рязанскому князю Олегу тоже не раз из-за спорных земель приходилось воевать с князьями-соседями, в том числе с набиравшими всё бoльшую силу московскими князьями.
Но когда в 1380 году московский князь Дмитрий Иванович собрал большую общерусскую дружину сражаться с армией Мамая, рязанцы не остались в стороне.
Среди павших на Куликовом поле бояр было около семидесяти рязанских воевод со своими отрядами.
И всё же некоторые пристрастные московские летописцы обвинили Олега Рязанского, не принимавшего участие в Куликовской битве, чуть ли не в измене и предательстве.
Известный российский историк XIX века Дмитрий Иловaйский посчитал своим долгом, как он пишет, «освободить память князя Олега Рязанского от незаслуженных нареканий».
Путём сравнительного анализа различных исторических документов учёный доказал, что князь Олег Рязанский вовсе не был союзником Мамая, а действовал по своей стратегии. Олег Иванович сумел отвлечь, как сказано в одной из летописей — перехитрить литовского князя Ягaйло, который вёл своё войско на помощь ордынцам.
Дмитрий Иловайский пишет:
Мы не знаем, на какие хитрости пошёл Олег для того, чтобы расстроить предполагаемое соединение врагов Димитрия Донского и отклонить их движение к берегам Оки, в сердце своего княжества. Сношения свои с Мамаем и Ягайлом Олег Иванович облекал в большую таинственность, поэтому современники и не смогли разгадать его поведения. Для нас очевидны главные результаты: грозные силы Мамая уничтожены, Рязанская область спаслась от разорения...
Вскоре после Куликовской битвы территориальные распри между Московским и Рязанским княжествами навсегда закончились. Московский князь Дмитрий Иванович первым попросил соседа о мире и в качестве миротворца послал в Рязань преподобного Сергия Радонежского.
Вот как описывает Дмитрий Иловайский итоги встречи преподобного Сергия и Олега Рязанского.
Тихие и кроткие речи преподобного произвели такое впечатление на суровое сердце Олега, что он умилился душой, забыл свою вражду и заключил с Димитрием вечный мир и любовь в род и род. С великой честью и славой после того воротился в Москву преподобный Сергий. С того времени Димитрий и Олег имели промеж себя великую любовь.
Можно добавить, что отныне не было ни одной войны не только между князьями Дмитрием и Олегом, но и между их потомками.
Князь Олег Иванович Рязанский скончался 5 июня 1402 года, перед смертью приняв иночество и схиму. Он построил на рязанской земле много церквей и монастырей, войдя в историю, как отважный воин и смиренный монах.
На гербе Рязани в XVIII веке появилось изображение князя в красном плаще, и в народе не сомневаются, что это никто другой, как святой благоверный князь Олег Рязанский.
Все выпуски программы Прообразы
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема







