
Фото: PxHere
Изучая по летописям жизнь Древней Руси, историки замечают, что их авторы порой бывали пристрастны. Реконструировать во всей полноте события прошлого помогает историческая критика.
Сегодня мы говорим о благоверном князе Олеге Рязанском и историческом очерке Дмитрия Иловайского «Олег Иванович».
Место действия — Рязанское княжество.
Время действия — XIV - начало XV века по Рождестве Христовом.
Олег Иванович Рязанский родился в 1338 году, когда Русь уже около 100 лет находилась под властью монголо-татарского ига.
Трудные это были времена. Из пограничных с Рязанским княжеством степей то и дело с набегами появлялись ордынцы. В XIV веке на Руси продолжались междоусобицы между русскими князьями. Рязанскому князю Олегу тоже не раз из-за спорных земель приходилось воевать с князьями-соседями, в том числе с набиравшими всё бoльшую силу московскими князьями.
Но когда в 1380 году московский князь Дмитрий Иванович собрал большую общерусскую дружину сражаться с армией Мамая, рязанцы не остались в стороне.
Среди павших на Куликовом поле бояр было около семидесяти рязанских воевод со своими отрядами.
И всё же некоторые пристрастные московские летописцы обвинили Олега Рязанского, не принимавшего участие в Куликовской битве, чуть ли не в измене и предательстве.
Известный российский историк XIX века Дмитрий Иловaйский посчитал своим долгом, как он пишет, «освободить память князя Олега Рязанского от незаслуженных нареканий».
Путём сравнительного анализа различных исторических документов учёный доказал, что князь Олег Рязанский вовсе не был союзником Мамая, а действовал по своей стратегии. Олег Иванович сумел отвлечь, как сказано в одной из летописей — перехитрить литовского князя Ягaйло, который вёл своё войско на помощь ордынцам.
Дмитрий Иловайский пишет:
Мы не знаем, на какие хитрости пошёл Олег для того, чтобы расстроить предполагаемое соединение врагов Димитрия Донского и отклонить их движение к берегам Оки, в сердце своего княжества. Сношения свои с Мамаем и Ягайлом Олег Иванович облекал в большую таинственность, поэтому современники и не смогли разгадать его поведения. Для нас очевидны главные результаты: грозные силы Мамая уничтожены, Рязанская область спаслась от разорения...
Вскоре после Куликовской битвы территориальные распри между Московским и Рязанским княжествами навсегда закончились. Московский князь Дмитрий Иванович первым попросил соседа о мире и в качестве миротворца послал в Рязань преподобного Сергия Радонежского.
Вот как описывает Дмитрий Иловайский итоги встречи преподобного Сергия и Олега Рязанского.
Тихие и кроткие речи преподобного произвели такое впечатление на суровое сердце Олега, что он умилился душой, забыл свою вражду и заключил с Димитрием вечный мир и любовь в род и род. С великой честью и славой после того воротился в Москву преподобный Сергий. С того времени Димитрий и Олег имели промеж себя великую любовь.
Можно добавить, что отныне не было ни одной войны не только между князьями Дмитрием и Олегом, но и между их потомками.
Князь Олег Иванович Рязанский скончался 5 июня 1402 года, перед смертью приняв иночество и схиму. Он построил на рязанской земле много церквей и монастырей, войдя в историю, как отважный воин и смиренный монах.
На гербе Рязани в XVIII веке появилось изображение князя в красном плаще, и в народе не сомневаются, что это никто другой, как святой благоверный князь Олег Рязанский.
Все выпуски программы Прообразы
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!