
Однажды я попала на престольный праздник в один из московских храмов. Он был как-то необыкновенно украшен совершенно разными цветами, очень гармонично подобранными. Чувствовалась рука талантливого флориста. Цветы были вокруг праздничной иконы, стояли в вазах практически везде, где только возможно. Глядя на эти красивые букеты, я задумалась о своем вечном недовольстве собой. Будто я предъявляю претензии Богу, ропщу: Ты меня как-то неправильно создал! Да, нехорошо получается...
Интересно, а если представить, что я цветок, кто я тогда в этом букете? Конечно, я хочу быть царственной розой. Но нет! Наверное, я кто-то из вот этих маленьких белых цветочков. Его только в лупу рассмотреть можно. И что он вообще тут делает? Но ведь он такой не один! Их же много! А такую красоту невозможно не заметить! Белые цветочки — словно прекрасное облачное сияние. Вот, напротив другой букет, только без этих белых цветочков. Совсем иначе смотрится!
У Бога ничего лишнего не бывает. Есть красота розы, есть красота фиалки, есть красота полевого цветка. Скажет ли полевой цветок: «Хочу быть розой»? Или фиалка: «Хочу быть орхидеей»? Если представить, что все полевые цветы станут вдруг розами, что останется делать розам? А какой красоты лишится мир!
Нам всегда хочется иметь то, чего мы не имеем и редко, когда ценим то, что у нас есть: кудри распрямляем, прямые волосы завиваем, перекрашиваем в разные цвета. Лицо заштукатуриваем косметикой, что не видно нашей истинной красоты, данной Богом. И со временем забываем, какие мы есть на самом деле!
Конечно, длина юбки, степень накрашенности и вычурности причёски — дело личное. Просто во всём нужна мера, золотая середина. Излишняя забота о внешности — это тоже крайность. Заботясь только о ней, мы украшаем своё тело дорогой одеждой, золотом, жемчугом и плетением волос, но не лучше ли украшать свою душу добрыми делами и целомудрием, не меняя свой образ до неузнаваемости? И для чего все это? Чтобы быть не собой, а кем-то другим?
У каждого существа в этом мире есть своё место: у каждого цветочка, у каждой букашки. Что уж говорить про человека! Но для того, чтобы найти это место, нам очень важно принять себя такими, какие мы есть на самом деле: с нашими внешними данными, способностями и возможностями. Именно тогда мы позволим Богу действовать в нашей жизни, и Он поставит нас на то место служения, где мы будем нужны и полезны. И это будет наше место.
Автор: Лана Колосова
Все выпуски программы Частное мнение
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.