Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Иногда малая капля сердечности, одно теплое слово, один внимательный жест могут преобразить жизнь человека, который иначе должен был бы справляться со своей жизнью в одиночку».
Совсем недавно я стала свидетелем того, как эти слова наяву воплотились в жизнь.
Москва. Жара. Июль. В воздухе запах плавленого асфальта. Я бегу на встречу с подругой. Она немного задерживается. Захожу в ближайший магазин купить воды. Подхожу к кассе. Передо мной в очереди — парень. Темные очки, на руке татуировка, борода и отросшие давно немытые волосы. За кассой сидит полненькая темноволосая женщина лет 45-ти. Приветливо ему улыбается и говорит:
— Что же вы прическу сменили?
— Оброс просто.
— А Вам так было хорошо.
— Ну, что поделать, влияние депрессии.
— Нужно терпение. В жизни нужно уметь потерпеть. Все будет хорошо.
У молодого человека не проходит оплата по карте. Недостаточно средств. Он достает паспорт, кошелек, видно что в обложку бережно вложена иконка. Ищет наличные. Находит. Оплачивает. Диалог продолжается.
— Вы такой хороший, вы очень хороший. Не надо Вам все это. — говорит продавщица, указывая на жестяные банки с пивом.
— А вы какая лучезарная, — говорит парень.
И уходя, улыбаясь, произносит: «Это лучший мой поход в магазин за 10 лет».
Эта милая добродушная женщина сама того не знаю, возможно преобразила жизнь этого парня, увидев в нем под не очень приятной внешней наружностью доброго чистого человека. Поняв, что у него непростой период в жизни, она дала ему самое важное — поддержку и веру, что не все еще потеряно. Что все будет хорошо. А также она показала мне пример. Христианский пример любви и внимания к ближнему.
Это ведь так просто и сложно одновременно: не пройти мимо, остановиться, посмотреть по сторонам. Возможно люди рядом — именно те, кто остро нуждается в наших словах поддержки, в нашем внимании и участии.
Но где найти на это силы и как подобрать правильные слова? В этом деле важно не надеяться полностью на себя, а делать все с Божией помощью, призывая ее в молитве, иначе можно надорваться, возгордиться или разочароваться. Все делать ради Бога и во имя Бога: «Ради Тебя, Господи, подам милостыню. Ради Тебя, Господи, прощу обидчика. Ради Тебя, Господи, помогу этому человеку».
Поступая таким образом, мы не только украсим свою жизнь добрыми делами, не только добавим смысла нашему существованию, но и, возможно, спасем чью-то жизнь. Человеку нужен человек. И слава Богу, мы друг у друга есть. Дай, Бог, нам любви и возможности оказаться в нужное время, в нужном месте, рядом.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов