
Обжигающий холод, долгий миг, громкое молчание, взрослый ребёнок. Сегодня мы поговорим о таком интересном явлении, как оксюморон, или сочетание противоположностей.
Термин пришёл к нам из греческого языка и означает «остроумно-глупое». От «оксис» — острый и «морос» — глупый. Интересно, что соединение этих слов само по себе — оксюморон. Намеренно соединяя несовместимые по смыслу понятия, мы используем эффект неожиданности, вызываем интерес собеседника. Зачастую данная фигура речи встречается в поэзии и прозе как яркая художественная краска.
Вспомним известные пушкинские строчки: «Люблю я пышное природы увяданье» — где словосочетание «пышное увяданье» является оксюмороном.
Или, например, у Ивана Бунина встречаем:
Таинственно шумит лесная тишина,
Незримо по лесам поёт и бродит Осень.
«Тишина шумит» — поэтический образ, который содержит сочетание противоположностей.
Оксюморон часто встречается в названиях литературных произведений: «Живой труп» Льва Толстого, «Барышня-крестьянка» Пушкина, «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца.
Этот удивительный языковой приём придаёт эмоциональность тексту, помогает отрешиться от обыденности, увидеть явление в новом свете.
Встречается оксюморон и в Евангелии. Например, апостол Павел в 20 стихе Послания к коринфянам спрашивает: «Где мудрый? Где книжник? Где спорщик этого века? Разве не сделал Бог неразумной мудрость мира?» Оксюморон «неразумная мудрость» отражает мысль, что так называемая земная мудрость несостоятельна перед мудростью Божьей.
Оказывается, сочетание несочетаемого довольно распространенное явление. Оно позволяет сделать наше высказывание более глубоким и ярким, а зачастую — украсить его юмором.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое внутренняя речь и на каком языке мы говорим мысленно?
- Почему части речи так называются
- Какой словарный запас считается достаточным и как его измеряют
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 июля. О силе молитвы преподобного Сергия Радонежского

18 июля, в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
На проповеди по окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви говорил о силе молитвы преподобного Сергия и примере его служения для нас.
Преподобный Сергий был с теми, кто, приходя в эту обитель, тогда ещё и обителью назвать было невозможно, просил его благословения на то, чтобы остаться здесь и продолжать иноческое служение. И как много общего между подвигом в защиту Отечества и подвигом иноческого служения. И там, и там — отречение от самого себя.
Нельзя не отречься от себя, от своих желаний, человеческих стремлений, если ты вступаешь на путь иноческого служения, а тем более на путь архиерейского служения. Ничто не должно быть для себя. Всё, что для себя, всё во вред душе, в погибель, только во благо Церкви. Вот этим и может быть оправдано и высокое положение архипастырей, их определённое материальное состояние, только в том случае, если всё это служит делу Божьему.
Именно в этих стенах и епископат наш должен осознавать особую свою ответственность за судьбу страны, за народ наш. Ну и каждый должен ещё и ещё раз спросить о самом себе: а так ли я живу, так ли я молюсь, так ли я тружусь, продолжаю ли я хотя бы, может быть, в какой-то степени, но подвиги святых отцов наших, в земле русской просиявших, и святых угодников Божьих.
Поэтому посещение Троице-Сергиевой Лавры — это не просто такое вот торжество. Это всегда должно быть связано с мыслями о Родине, о Церкви, о самих себе. Потому что где же, как не здесь, подумать обо всем этом? Где, как не здесь, у мощей преподобного, помолиться о народе нашем, и об Отечестве нашем, и о Церкви нашей, и о монашествующих наших, и о сей святой обители?
Все выпуски программы Актуальная тема
22 июля. Об отношении к нераскаянным грешникам

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником».
Об отношении к нераскаянным грешникам — протоиерей Константин Харитонов.
Часто мы встречаем людей в порочной жизни, и многие задают себе вопрос: как быть, можно ли с ними общаться, в каком смысле можно с ними общаться. Потому что мы знаем, как сказано у пророка Давида: «С преподобным — преподобен будешь, со строптивым — развратишься».
Конечно, очень важно иметь доброе сообщество, добрых братьев и, соответственно, чтобы все были единого духа, но наш мир наполнен грехом, и наша задача — научиться любить всякого человека, уж тем более грешного человека.
Апостол же Павел заповедует нам не сообщаться с блудниками, но не просто со всеми блудниками мира сего, иначе, как он говорит, нужно было бы нам выйти из мира сего, а не сообщаться с блудниками, которые называют себя братьями.
То есть, если человек живёт церковной жизнью, христианин, но при этом совершает разные грехи и пороки, такого брата нужно, конечно, избегать, иначе каждый из тех людей, сообщающихся с ним, может впасть в такой же грех и погубить и свою душу, и этот брат, который блудил, станет вдвойне человеком грешным, потому что и сам погиб, и другого соблазнил.
Поэтому, конечно же, мы должны отвращаться от таких братьев во Христе, которые, к сожалению, не изменяют своего нрава, не изменяют свою жизнь, а живут в пьянстве, в разврате, при этом именуют себя христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 июля. О личности и творчестве поэтессы Каролины Павловой

Сегодня 22 июля. В этот день в 1807 году родилась русская поэтесса Каролина Павлова.
О её личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Каролина Карловна была доброй христианкой, писавшей для добропорядочной публики, призывавшей к нравственным нормам, которые зиждутся на христианской морали, и при этом её поэзия совершенно вписывается в контекст эпохи. Будучи хозяйкой литературных салонов, Каролина Павловна хорошо помнила Александра Сергеевича Пушкина, который посещал её в Одессе по вечерам, декламировал, знакомил общество со своими шедеврами, и, конечно же, Каролина Карловна знала, на кого равняться в своём собственном творчестве.
Да, сейчас её имя никому неизвестно, но если ты думы и высокие стремления обращаешь к Создателю, если одушевляющие тебя сюжеты пронизаны добром и любовью, если ты призываешь на помощь божественную благодать, то пусть твоя могила и холмик надгробный не будут известны потомкам.
Однако воскресший Христос, вложивший в каждого из нас свой бессмертный образ, а значит, и способность к творчеству, примет в небесное селение душу, которая умела каяться и молиться и сознавала необходимость делиться семенами разумного, доброго и вечного с современниками.
Все выпуски программы Актуальная тема