
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 102 зач., IX, 18-33.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Обсуждая отношение Бога к разным людям, верующие делятся на два типа: одни любят подчёркивать Божью любовь, а другие Его же справедливость. Но можно ли в подобных рассуждениях найти золотую середину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Думаю, что отрывок из послания к Римлянам, который мы сейчас услышали, в разные времена воспринимался по-разному. В древности люди меньше удивлялись авторитаризму, потому что вокруг них были императоры, воспринимавшие империю чуть ли ни как как свою собственность, аристократы, владевшие рабами и огромным имуществом. Сегодня подобное поведение показалось бы чем-то возмутительным. Мы можем владеть вещами и делать с ними практически что угодно, к владению животными уже есть вопросы, но владеть человеком и распоряжаться им по собственному усмотрению нам кажется недопустимым. Именно поэтому подход, который мог не так уж сильно смущать современников апостола, наших современников серьёзно смущает. Идея справедливости, известная человечеству с древности, соединённая с христианской идеей человеческого достоинства, привела к тому, что мы не можем спокойно слушать слова о том, что Бог, как горшечник, одних из нас слепил для высокого предназначения, а других для низкого... Мы верим в Бога, но в нас всё бунтует. Да, Он Творец, а мы творения, но разве это справедливо, что у так называемых «высоких» и «низких» людей разные шансы на спасение? Мы сразу начинаем отстаивать свои права и защищаться.
Однако вместо того, чтобы возмущаться, стоит посмотреть на контекст слов апостола Павла. Во-первых, он пишет в римскую общину, которая включает как бывших иудеев, так и бывших язычников. Во-вторых, в данном случае он обращается к тем, кто склонен полагать, что между иудеями и язычниками существует качественная разница. Иными словами, цель апостола не в том, чтобы показать Бога тираном и автократом, который действует, не принимая во внимание волю тварных существ, никак с ними не считаясь. Апостол делает акцент на другом: Бог не ограничивается человеческими представлениями о Нём и о том, что справедливо, а что нет. Он действительно Творец и Владыка, но это в первую очередь означает, что никто больше не должен брать на себя прерогативу окончательного суда. Бог может миловать и наказывать, но человек ни на кого из людей не должен смотреть сверху вниз, потому что суды Божии ему не открыты. Из истории иудеев и язычников апостол Павел предлагает каждому сделать такой вывод: в отношениях с Богом не стоит быть самоуверенными, ведь верить нужно не в свои заслуги, а в Его милость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука Крымский — врач и епископ». Екатерина Каликинская
У нас в гостях была директор музея святителя Луки Войно-Ясенецкого в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского, писатель, журналист Екатерина Каликинская.
Разговор шел о том, как в судьбе святителя Луки соединились два служения: врачебное и священническое, а также о его роли в жизни Русской Церкви и о вкладе в развитие медицины. Кроме того мы говорили о документальном фильме по сценарию нашей гостьи «Врачи победы».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Возрождение храма Живоначальной Троицы на Шаболовке
В храме Живоначальной Троицы на Шаболовке службы возобновились с 1992-го года. Настоятелем храма был назначен Протоиерей Георгий Вахромеев, и он собрал вокруг себя большой дружный приход, который осуществил огромную работу по возрождению храма. Был создан прекрасный интерьер церкви, прихожане помогали Батюшке Георгию украсить ее необыкновенным иконостасом, написать множество красивых икон. Был создан замечательный хор.
В 2025-м году в храм был назначен Протоиерей Артемий Владимиров, и приход храма Живоначальной Троицы растет с каждым днем. Все, кто сюда приходят, с теплом и благодарностью вспоминают Отца Георгия Вахромеева, и приобщаются к той удивительной атмосфере, которая была им создана, и приумножается новыми идеями, планами и свершениями.

на Шаболовке




и Батюшкой Николаем


Все выпуски программы Места и люди
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







