У нас в студии был продюсер, основатель сообщества «Девелопмент 2.0» Алексей Шустов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о том, как его многочисленные творческие проекты совмещаются с христианским мировоззрением, а также о планах снять фильм об иеромонахе Серафиме (Роузе).
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
диакон Игорь Цуканов
— Добрый вечер, дорогие друзья. Вечер воскресенья на Радио ВЕРА. Как всегда в это время в студии Кира Лаврентьева.
Кира Лаврентьева
— Добрый вечер. Я дьякон Игорь Цуканов. И обычно по воскресеньям мы говорим с нашими гостями на тему «Христианин в обществе». И вот наш сегодняшний гость тоже очень интересный человек, с которым на эту тему как раз мы с радостью хотели бы и поговорить. Вот просим любить и жаловать. Алексей Шустов, продюсер, художник, человек, который занимается девелопментом, такое вот страшное слово, произнесем и сейчас заодно спросим, что это значит для тех, кто не знает. Алексей, добрый вечер.
Алексей Шустов
— Добрый вечер. Очень рад присутствовать здесь на записи.
диакон Игорь Цуканов
— Есть что-то важное, что мы с Кирой не сказали, представляя вас.
Алексей Шустов
— Ну так в двух словах представить человека достаточно сложно. Но в целом продюсер, художник.
диакон Игорь Цуканов
— По крайней мере, не соврали.
Алексей Шустов
— Основатель сообщества Development 2.0. У нас сооснователей много. Вот Анастасия Медина, Андрей Осадов, Полонский Сергей Юрьевич. Мы в какой-то момент собрались 4 года назад и решили обмениваться опытом в области архитектуры и девелопмента.
диакон Игорь Цуканов
— А как вообще получилось, что вы этим занялись? Я имею в виду, не development 2.0, а в принципе, ну вот этот вот бизнес, да, это сфера деятельности, как development. То есть development — это же, я-то правильно понимаю или нет, что это, в принципе, это организация пространства. То есть это застройка, это планирование этой застройки, это некое развитие территорий.
Алексей Шустов
— Всё верно. У меня 15 лет назад с моими партнёрами произошёл бизнес совместный, мы создали студию компьютерной графики. И эта студия одна из первых занималась визуализацией жилых комплексов. И, собственно, через компьютерную графику, через 3D Max я вошел в эту, так сказать, индустрию девелопмента.
диакон Игорь Цуканов
— То есть вы начали строить, застраивать территории сначала виртуально?
Алексей Шустов
— Виртуально, да. И вот потихонечку студия развивалась, мы делали проекты разные, мы работали со всеми практически московскими девелоперскими компаниями. Спустя 15 лет, познакомившись в определенный момент с коллегами из агентства стратегических инициатив.
диакон Игорь Цуканов
— АСИ.
Алексей Шустов
— АСИ, да, впитав вот эту экспертизу стратегии, так сказать, и видения будущего, появилось сообщество Development 2.0. Мы с Андреем Асадовым проектировали один очень интересный проект в Калининграде на берегу Балтийского моря. К сожалению, пока этот проект в стадии такого бумажного девелопмента. Это такая стадия, когда есть земельный участок, есть концепция, но ищется, так сказать, инвестиция в поисках.
диакон Игорь Цуканов
— Очень знакомое состояние для многих, кто касался этого.
Алексей Шустов
— Вот. И получили там архитектурную премию Golden Trezzini, прошли Градсовет. Но случилась пандемия, немножко все так заморозилось. Но надежда остается, что рано или поздно придут нужные решения для реализации этого проекта, потому что проект действительно очень интересный и важный, как мне кажется, для Калининграда.
диакон Игорь Цуканов
— А есть какие-то проекты, которые уже состоялись и о которых можно рассказать? И вот сразу спрошу, каким образом здесь задействована ваша христианская вера? Каким образом в этом играет роль она?
Алексей Шустов
— Да, расскажу. Из реализованных, так как сообщество всего лишь 4 года, сейчас 5-й идёт, у нас пока такие маленькие росточки прорастают. И вот один из таких росточков — это в Ивановской области проект «Палехпарк». То есть у нас партнёр Андрей Сманаев купил там землю, 28 гектар. И мы совместно планируем сделать там такой туристический кластер. Это удивительное место, потому что Палех, как вы знаете, это, так сказать, кладезь иконописи такого творчества.
диакон Игорь Цуканов
— Причём довольно уникальный, такой необычный.
Алексей Шустов
— Да, и уникальность ещё в том, что художники сохранили эти традиции, когда время поменялось в определённый момент нашей эпохи. Художники применили это в области миниатюры, которая тоже стала известна во всём мире. Сейчас потихонечку возвращается иконопись, и вот я пару раз там был, это уникальное действительно место, это прям село городского типа. То есть такое уединённое прям место. Но вот этот дух творчества, который там пребывает в этих семьях художников, это, конечно, удивительно так вот словами описать сложно.
диакон Игорь Цуканов
— А что вы там хотите построить?
Алексей Шустов
— Там будет арт-пространство для художников. Всякие кинозалы, мероприятия, то есть такой ивент, как бы туристическая площадка, очень интересная, с практиками, с продюсированием, то есть идея в том, чтобы продюсировать то творчество художников, которое сохранилось, с каким-то новым предметным дизайном, там, мебель, одежда, всё что угодно. То есть развивать, поддерживать.
диакон Игорь Цуканов
— То есть помочь им как-то реализовать это за пределами...
Алексей Шустов
— Они достаточно сами самостоятельно исправляются, но вот эта новая энергия, трансформация вот этих заброшенных территорий, потому что это бывший завод. Там существует здание, 5000 квадратов, и вот сейчас на перезапуск этого здания там нужно 500 миллионов рублей. Мы вот сейчас там ищем возможности, но проект живой, нас поддерживают коллеги из АСИ. Мы принимали участие в президентском форуме «Сильные идеи для нового времени», прошли там в топ-1000, и вот помощь от коллег, она действительно чувствуется, и приятно, что заинтересовано государство действительно не на словах, а на деле в развитии региональных проектов.
диакон Игорь Цуканов
— А художники сами, вот Палехские, что-то на эту тему как-то думают? То есть им это действительно нужно? Они как-то с вами делились своими? Обратная связь, так скажем.
Алексей Шустов
— Мнения разные. Кому-то это нужно, кому-то нет. Но в целом вроде бы отклик такой. Вот в том году был от Ивановской области организован фестиваль, «Преображение» называется. И сама площадка была задействована. То есть вот там команда проекта Палехпарк вложилась там ресурсно, сделали доступ к этой площадке, и так все достаточно очень симпатично получилось. И очень много людей пришло, посмотрело на площадку. Поэтому так шаг за шагом. Но это, конечно, успех зависит от самого автора проекта Андрея. Это его такая жизненная энергия. Он, я думаю, что справится благодаря команде.
Кира Лаврентьева
— Какую творческую составляющую вы для себя в этом во всём видите? Понятно, что вся работа — это, в принципе, одно большое творчество. Но что именно вы находите в этом?
Алексей Шустов
— Вот вопрос всё-таки предыдущий был. Я сейчас на ваш тоже отвечу, в чем я вижу такое христианское служение. Даже этот проект «Палехпарк», он связан все равно с христианским творчеством, то есть это иконопись, и вот когда там люди приезжают в Палех, первое, что это... главная доминанта всего села — это храм Крестовоздвиженский чудесный, вообще потрясающий храм, и мы приезжали как раз на преображение, вот была возможность на службу сходить там, причаститься. Я думаю, что вовлечение людей вот именно через туризм вот в эту территорию, это тоже будет, так сказать, важная такая составляющая духовного развития, потому что это всё связано и с иконописью в том числе. Поэтому в этом есть такой большой сакральный смысл. Именно таких девелоперских проектов, поэтому мы называемся «Девелопер 2.0», что мы не просто про тело и про финансы, а мы всё-таки ещё и про духовное развитие.
диакон Игорь Цуканов
— А про творчество? Именно творчество такое вот, ну как, с точки зрения архитектора, с точки зрения... Ну, архитектора, с точки зрения...
Алексей Шустов
— Ну, смотрите, я продюсер, моя задача увидеть сильные стороны партнеров и помочь им найти их...
Кира Лаврентьева
— Точку применения.
Алексей Шустов
— Точку применения и соединить людей, так скажем, по интересам. В этом, собственно, и есть девелопмент, когда организация составляет из разных частей. Там есть земельный участок, есть финансы, есть архитектура, есть управление. То есть это всё такое связывающее части одного большого проекта. То же самое, то же продюсеру, допустим, в кино, он тоже связывает творчество, финансы, команду.
Кира Лаврентьева
— То есть вы разглядываете таланты?
Алексей Шустов
— Это Господь мне, наверное, даёт такую возможность.
Кира Лаврентьева
— Вам это пригождается в обычной жизни?
Алексей Шустов
— Да у меня, собственно, обычная жизнь.
Кира Лаврентьева
— Это и есть работа. Работа — это обычная жизнь, а обычная жизнь — это работа.
Алексей Шустов
— Да, я обычный совершенно человек.
Кира Лаврентьева
— Я почему спрашиваю? У меня есть знакомые, которые абсолютно одарены в том плане, что когда они начинают общаться с человеком, они видят реально его сильные стороны, прям буквально первые 10 минут разговора. У нас же всё-таки психология наша, особенно русского человека. Я очень люблю нашу страну и очень так рада, что я здесь родилась. Но у нас есть момент, и вообще, в принципе, мозг человека, он так направлен, что он минусы видит раньше, чем плюсы. Ну или, во всяком случае, эти минусы, они очень часто доминируют в нашем мышлении. Мы любим осудить кого-то, мы любим плохое что-то вспомнить, мы любим ковыряться в своем плохом каком-то бэкграунде. Ну так вот как-то мы иногда спускаемся в это дело, и волевым усилием нужно себя вытаскивать, если ты по характеру вот такой вот немножко пессимистичный гражданин, вытаскивать в позитивное такое какое-то христианское радостное мышление. И ваша работа в этом смысле, мне кажется, очень полезным навыком для души христианской, потому что ты общаешься с человеком и сразу видишь, ну уже, наверное, профессионально, чем он хорош. Но ведь правда, в любом человеке можно разглядеть, в чём он хорош. И это, мне кажется, очень круто, потому что, когда мы чувствуем, что человек нас видит с позитивной стороны, с какой-то стороны Божьей правды, то он и сам хочет подтянуться до этого уровня. То есть он понимает, что его тут топить не будут, и это так его вдохновляет, что он начинает сам стараться и сам пытается оправдать вот эти надежды, возложенные на него, допустим, собеседником в этот час. Это очень интересно.
Алексей Шустов
— Ну да, ну, вся наша жизнь — это жизненный путь. Путь, в первую очередь, конечно, Бога, путь истины, истинного пути. Моя школа, моя академия — это Оптина, в которой я уже 10 лет. В этом году в мае...
Кира Лаврентьева
— Это прекрасная академия.
Алексей Шустов
— Ровно такой маленький юбилейчик. У меня, как я приехал... Вернее, меня привёз друг мой, Дима. Он оператор из ВГИКа. И взял меня за руку. У меня как раз тогда пошёл процесс воцерковления. У меня там жена Ирина, за что я, собственно, всем благодарен в моей жизни, каждому человеку на моем пути. Привез меня в Оптину к отцу Тихону, можно сказать так, из рук в руки передал. Отец Тихон Борисовский, начальник. И вот 10 лет уже в таком соработничестве находимся, которое мне дает, конечно, сил, глубину мысли, насколько это возможно сейчас в данный момент. И я этому очень рад, что вот такая академия духовная у меня есть.
диакон Игорь Цуканов
— Алексей, а вот расскажите, пожалуйста, поделитесь, если вы помните, я думаю, что вы помните, ваши первые впечатления о Оптиной. Потому что, конечно, когда ты там первый раз оказываешься, то это впечатляет очень сильно. Вот что вам запомнилось?
Алексей Шустов
— Да, самое яркое впечатление от Оптины — это, конечно, та искренняя, светлая любовь людей, и вот это пространство любви, доверия совершенно иное от городской жизни. Оно, безусловно, есть и в городской жизни, но то, что увидел я там, когда я сел в трапезный за этот стол с монахами, с братьями, я просто был поражен, что это просто другая параллельная реальность.
диакон Игорь Цуканов
— А в чём проявлялась вот эта любовь и простота?
Алексей Шустов
— Простота, просто душевная такая радость и добродушие людей. Для меня просто было удивительно вообще. Такой первый опыт, который я получил, до сих пор это помню. Я настолько влюбился в Оптину, в братию, и вот уже 10 лет я туда приезжаю.
Кира Лаврентьева
— У отца Тихона как раз окормляетесь все эти 10 лет.
Алексей Шустов
— Да, да.
Кира Лаврентьева
— То есть он духовник ваш?
Алексей Шустов
— Да, да, мой духовный отец. И с одной стороны это такая строгость монашеская, аскетичная, с другой стороны это любовь, направление. Я это чувствую, любовь. И это, конечно, невероятно. Это первые два года...
Кира Лаврентьева
— Отеческая такая.
Алексей Шустов
— Да. Да, я просто... Он в миру Евгений. У меня просто папу тоже звали, Царствие Небесное, Евгением, поэтому для меня это как-то так очень всё было. Я вижу в этом промысел Божий, и он периодически нам явно видится. Иногда мы там в силу как бы своей какой-то суетливости от этой ясности отходим. Но иногда это очень явно, особенно в 3.30 утра на ночной службе.
Кира Лаврентьева
— На ранней, да?
Алексей Шустов
— Да. Это очень явно всё видит. И этот опыт духовный мне позволил принять участие в фильме «Русский крест». Так сложилось, что чуть больше семи лет назад мне звонит монах, отец Григорий, и говорит, Алексей, привет, вот меня зовут, отец Григорий, у нас есть поэма «Русский крест», и мы хотим ее экранизировать. Я говорю, удивительно. А так как я занимался рекламой, производством, у меня там был опыт и съемки рекламного сериала большого достаточно, конечно, я с интересом отреагировал на это предложение. И вот мы где-то года полтора знакомимся, общаемся, ездим в Оптину, знакомимся с материалом, изучаем саму поэму одноимённую «Русский крест», которую написал Николай Мельников, духовное чадо отца Ильи. Вот, и сама поэма меня тоже поразила приятно. Сам слог, как она написана, и сам сюжет, что произошло это преображение человека после встречи с Богом, что большую часть жизни человек прожил в таком неосмысленном своём жизненном опыте. И ему снится сон, в котором на него нападает страшный змей. Наверняка многие уже этот фильм смотрели.
Кира Лаврентьева
— Бояков же режиссёр?
Алексей Шустов
— Да, Эдуард Бояков режиссёр. Мы в какой-то момент с ним встретились. Я говорю, есть такая вот поэма. Он её не знал. И спустя 7 лет, в том году, на Пасху, случилась премьера, и для меня это такой очень тоже большой творческий и духовный опыт, который я получил. Я очень благодарен тоже Эдуарду и, собственно, всей команде, которая там принимала и Вадиму Горяинову, Вадиму Алексеевичу. Фильм получился достойно, и за него не стыдно. И вот сейчас там в интернете выложена версия, их много, копий, ну, там, одна из них, и столько комментариев там приятных, вот, так что дай Бог, чтобы этот фильм там дальше шел, и люди его смотрели, и что-то для себя правильное узнавали.
диакон Игорь Цуканов
— Но ваше воцерковление ведь к тому времени, когда вы в Оптину приехали, уже началось, да? То есть оно было связано всё-таки не с приездом в Оптину, как таковым, а с каким-то другим событием.
Алексей Шустов
— Да, это был год моего уже воцерковления. Я помню такой тоже яркий достаточно момент. Это была Страстная Пятница. Я сидел у себя в офисе в высотке на Кудринской площади. Я там снимал комнату, вернее, квартиру под студию, под продакшн под наш. И я решил посмотреть фильм «Страсти Христовы».
диакон Игорь Цуканов
— Мела Гибсона.
Алексей Шустов
— Да, и я просто рыдал от этого фильма. Это просто было какой-то катарсис. И после такого откровения ко мне приезжает мой друг Дмитрий и говорит, все, едем в Оптину. И мы сели в машину, взяли бутерброды, чай...
Кира Лаврентьева
— Туда же еще дорога такая живописная, ты пока едешь, ты уже настраиваешься на определенный лад.
Алексей Шустов
— Ну это да, а так, конечно, процесс воцерковления — это всегда живой процесс, он постоянно не стоит на месте, он то влево, то вправо, то есть это постоянно такой жизненный опыт, с которым я сталкиваюсь, в котором постоянно пребываю. Но как у меня там многие, я с людьми знакомлюсь, некоторые там не знают, что такое Оптина. Там, ну, какие-то моменты такие духовные, основополагающие, и я им всегда рассказываю, что духовный мир — это как изучение, допустим, английского языка, то есть если ты хочешь общаться с людьми в чужой стране, ты все-таки должен постараться начать с алфавита, с азбуки и изучать этот английский язык, чтобы как-то ориентироваться. Также духовный мир, он, конечно, требует изучения. У меня это всё началось, мы с Соней, с моей дочерью. Мы с ней пошли в воскресную школу. Мы живём на Красной Пресне, ну, жили тогда. И была воскресная школа, и мы начали, собственно, ходить. Потому что, когда я первый раз пришёл в храм, я был настолько духовно безграмотен, я даже не знал, как батюшке подойти. Я помню этот опыт, я захожу в храм, служба уже идет, уже причастие, я подхожу к чаше, батюшка разворачивается и уходит в алтарь. Я такой думаю, это как? Я же пришел тут причащаться. Потом мне объяснили, что причастие это как у спортсмена олимпийская медаль, то есть ее нужно заслужить, то есть нужно готовиться, тренироваться. И вот я начал читать Иоанна Крестьянкина, очень почитаю этого святого.
диакон Игорь Цуканов
— Опыт построения исповеди?
Алексей Шустов
— Ну, конечно. Вот, и как-то приходило такое очень глубокое вообще понимание, что на самом деле это как бы штука такая очень серьезная. Сейчас уже там спустя 10 лет уже, конечно, так как-то есть уже опыт, какой-то такой вот уже подход, но все равно, как бы все равно, конечно, понимаешь свою немощь, свою греховность.
диакон Игорь Цуканов
— А что вот кроме или после, лучше сказать, после этой книжки отца Ивана Крестьянкина, с которой я тоже, кстати, в своё время начинал, и многие, кого я знаю, что еще вас вдохновило? Я имею в виду, может быть, книги или фильмы, или, может, люди какие-то. Потому что на этом пути все-таки нужны какие-то периодически такие... Не то что нужны, они всегда есть, да, вот какие-то вот такие моменты, которые тебя немножко так встряхивают и как бы обновляют в тебе вот ощущение Бога, ощущение...
Алексей Шустов
— Ну да, Господь видит наши сердца каждую секунду, и, конечно, в определенный момент встречаются и люди, и книги, и фильмы. Ну, фильм «Остров», конечно, тоже. Я помню, я посмотрел фильм «Остров». Тоже произошел катарсис. Я рыдал там действительно от понимания, что жизнь-то на самом деле, она вообще другая. Что вот просто веселиться так как бы всю жизнь не получится. И потом в какой-то момент, тоже вот у нас там рядышком с храмом, мы с Софией пошли на занятие рисунка, и нам там встретилась Ольга Стефановна. Такой очень чудесный человек, она иконописец, мы с ней уже написали там уже больше 10 икон, они на самом деле такие очень чудотворные. У нее такой вот есть очень духовный талант, интересный. Вот, и она учила Соню рисунку, и в какой-то момент подарила мне в 2014 году календарь про Серафима Роуза. То есть это такой ежегодный календарь был. Каждый день там были очерки из книги. И для меня тогда было откровение, что американец стал православным священником, крестился в честь Серафима Саровского, такого самого почитаемого русского святого, жил в келье Оптина. Есть такая фотография, где вот он стоит там на фоне его келья, фотография Льва Оптинского, Серафима Саровского. Я думаю, вот это да, вот это целый мир, который мне открылся. И вот спустя там 10 лет, после прочтения нескольких книг, вот в первую очередь, конечно, «Душа после смерти», с этой книжкой я пришел сегодня, Серафима Роуза, мы сейчас пишем сценарий. И хотим экранизировать эту чудесную историю с Божьей помощью.
Кира Лаврентьева
— Какую именно? «Душа после смерти»?
Алексей Шустов
— Нет, про Серафима Роуза в целом.
Кира Лаврентьева
— Про самого Серафима Роуза? Да. У него же интереснейшая жизнь.
Алексей Шустов
— Да, и мы нашли бюджет на создание сценария. Вот есть такой у нас друг, очень близкий, Дмитрий Летов. Он помог нам сейчас, помогает со сценарием. Он живёт на Кипре сейчас. Работал раньше в девелоперской компании. Мы, собственно, именно там по работе общаемся. И он, будучи широкой души человек, благотворитель, помогает нам писать этот сценарий. Сейчас стадия такая достаточно активная. У нас в нашей сценарной группе есть отец Александр Трушин. Он занимается канонизацией тоже Серафима Роуза. Он несколько раз давал интервью на канале «Экзегет». И вот у меня тоже откликнулось его интервью. Я написал батюшке. Я прислал ему икону, которую написали в Грузии. Икона просто потрясающе красивая Серафима Роуза. Ну, невероятная. И вот как-то у нас завязался диалог, мы начали общаться, и вот у нас такая общая сценарная группа, и сценарист Александр Каганцев, очень интересный человек. Вот мы вместе сейчас все пишем. Пишем, пишем этот сценарий. Хотим сделать русскую версию, потом качественно с носителем языка перевести на английский. У нас есть такие предварительные переговоры мы ведём с кинокомпанией «Симеон Интертеймент». Это голливудская кинокомпания, которая сняла фильм «Человек Божий» про Нектария Эгинского. И, представляете, удивительно так, что ровно на Сретенье, уже пару лет назад, я написал им письмо, будучи в Сретенском монастыре в Москве. Я говорю, типа, привет, ребята, есть идея снять фильм про Серафима Роуза. И они мне там минут через 40 перезванивают, мы с ними в зуме встречаемся, и мы встречаемся ровно в день спецоперации. То есть летят ракеты, а у нас телемост Москва-Нью-Йорк, и мы общаемся на тему создания фильма про Серафима Роуза. Ну, то есть это такой промысел, от которого мурашки, честно говоря, по коже. И представляете, их духовный отец, Елены Попович и Александра Поттера (они муж и жена) духовное чадо, отец Мартин, Серафима Роуза. Я когда это узнал, я думаю...
Кира Лаврентьева
— Мурашки по коже, да.
Алексей Шустов
— Вот. Сейчас задача написать качественный сценарий, чтобы его благословили в Платине. Мы с ними тоже на связи. Вот наш партнер, вот продюсер Дима Летов, он был буквально на Пасху в Платине в Америке. Еще раз мы благословились, от нас ждут качественный сценарий. Нужно потом собрать бюджет на съемки этого фильма, и даст Бог, получится такая очень классная история. В Оптине уже все ждут. Я здесь был на Страстную Седмицу, в Оптине, общался со всеми, все участвуют в написании сценария, братия тоже, я всем отсылаю эпизоды, все редактируют, вносят свои правки, так что такая соборная идет серьезная работа.
диакон Игорь Цуканов
— А чем вам близок отец Серафим?
Алексей Шустов
— Я родился в 81-м году. Я понимаю, что даже вот этот сценарный ход, когда мы сначала показываем его учащимся в Беркли, он говорит ещё на английском, потом он учит уже русский язык, начинает разговаривать по-русски. То есть эта трансформация, да, это она очень, может быть, интересна. Да и сейчас время такое, как бы, показать, что та любовь, к которой мы должны стремиться, к истинной любви, у неё нет, как бы, границ, которые сейчас есть. То есть Иоанн Шанхайский родился на Украине, духовный отец Серафима Роуза и Глеба, который окормлял создание монастыря.
Кира Лаврентьева
— Отец Глеб Подмошенский.
Алексей Шустов
— Да. Роуз, американец, любящий Россию, что вот он так отдал себя этому духовному опыту своему, что у нас объединяет.
Кира Лаврентьева
— Христос нас объединяет.
Алексей Шустов
— Да, всё верно. И люди должны увидеть однозначно эту историю.
диакон Игорь Цуканов
— И поменьше думать о границах.
Алексей Шустов
— Да, да. Есть у нас в команде есть оператор Денис Ларкон, который помогает нам, собственно, сейчас на данном этапе продюсировать эту историю. У него отчим Катиненко Владимир Иванович. И Денис действительно с большим уже опытом съемок больших проектов дружит с Федором Сергеевичем Бондарчуком. Вот я надеюсь в какой-то момент встретиться все-таки с Федором, чтобы как-то посоветоваться, может быть, не знаю, что-то совместное получится, потому что этот фильм «Повелитель ветра» про Фёдора Конюхова достойно отобразил героя.
Кира Лаврентьева
— Хороший фильм.
Алексей Шустов
— Да, фильм хороший и достойно всё так. У меня был небольшой диссонанс, потому что я батюшку знаю лично и, конечно, на экране немного другое.
диакон Игорь Цуканов
— Похож на Федора Бондарчука.
Кира Лаврентьева
— Говорят, что отец Федор сам захотел, чтобы Бондарчук его играл. Оскар у нас тут был, рассказывал про съемки.
Алексей Шустов
— Да, Оскара я тоже знаю, очень приятно, что я с ним знаком.
Кира Лаврентьева
— Вы знаете, Алексей, вы очень важные вещи какие-то говорите. Говорите скромно, как и подобает православному христианину, себя не выпячивая. Но что мы в них чувствуем, как ваши собеседники, в этом личном искреннем разговоре, что если вы беретесь продюсировать какой-то проект, вы, естественно, погружаетесь полностью в тему. И это, конечно, дорогого стоит, потому что, мне кажется, только так можно добиться, да, какого-то продюсерского успеха, режиссерского успеха, актерского успеха. Ты должен глубоко пережить то, что ты делаешь. И когда вы говорите про отца Серафима, у меня такое ощущение, что вообще с ним как будто близко знакомы, как будто вы лично его знаете. Вот это очень редкое чувство, которое у меня возникает, но оно возникло сейчас. Вы так про него говорите, как будто он глубоко для вас понятен, с этим Беркли, с этим Подмашенским, с этими своими всеми поисками, философскими в том числе, все эти общества, тусовки, философская мысль, которая то в одну сторону, то в другую. А вот эта книга «Душа после смерти», она, помню, в своё время вообще меня очень укрепила после потери близкого человека. Он же там очень много опирается на опыты доктора Моуди. И это, конечно, тоже не оставляет равнодушным, не оставляет. Алексей, были ли у вас моменты в общении с вашим духовником, когда вы понимали, что его благословение, например, нелегко вам выполнять?
Алексей Шустов
— Благословение, ну, конечно, да, всегда это происходит. Когда я понимаю, что я в какой-то момент куда-то ухожу не туда, батюшка появляется всегда в нужный момент и говорит, Алексей.
Кира Лаврентьева
— Правда? То есть прямо появляется?
Алексей Шустов
— Ну, конечно, конечно. Говорит, надо вот это сделать. А у нас с ним такое творчество. Он пишет, я считаю, что это просто гениальные духовные стихи, потому что его жизненный опыт, его духовный опыт, да, он там уже больше 30 лет в Оптине, и вот его талант писать такие стихи, конечно, это проповедь, как я говорю, третьего тысячелетия. Вот, и он присылает стихи, и многие актёры очень известные, в том числе даже Софья Эрнст, пишет голосом, мы на этот голос кладём музыку современную, очень красивую. Получаются такие маленькие аудиозарисовочки. Потом эти аудиозарисовочки преобразуются в видео. Эти маленькие короткие видео получаются в такой документальный фильм, там минут даже на 20. Вот. И я постоянно в процессе, то есть у меня постоянно ноутбук, у меня постоянно музыка, композитор. То есть у нас такая тоже звуковая редакторская студия Москва-Оптина. Я даже когда был в Экспо, мы когда в рамках нашего сообщества принимали участие в Экспо-2020 в Дубае, даже тогда мы все равно работали, не переставая, над этим процессом. Потому что для меня это опора, и батюшка чувствует меня и..
диакон Игорь Цуканов
— Доверяет это делать.
Алексей Шустов
— Да, им очень нравится та музыка, которую я подбираю. И как это все получается. Она как и входит, иногда в фильмы, иногда не входит, но у нас такое постоянно с ними.
диакон Игорь Цуканов
— А это где-то можно найти прямо в интернете, да, или каким-то образом?
Алексей Шустов
— Ну, в интернете это, скорее всего, канал YouTube Оптины. Там есть, да, фильмы. А так это батюшка просто своим духовным чадам. То есть это, во-первых, такое соработничество, когда чада записывает же стих, это же ведь сама работа уже, да, то есть это надо прочитать стих, его прочитать. Потом мне наложить музыку, я тоже слушаю, редактирую, там эти вздохи-ахи там чищу, ну то есть вот так в Final Cut я это делаю обычно. Вот, просто когда ты прочитал, ты там через полчаса уже это забыл, а вот когда ты над этим текстом работаешь, да, ты его по-другому немножко как бы воспринимаешь. Вот, поэтому такой очень тонкий духовный наставнический опыт.
диакон Игорь Цуканов
— Вот в одном интервью вы рассказывали про то, как вы ездили в Саудовскую Аравию и приехали туда в футболке с надписью на арабском языке, как я понимаю, «Сделай Бога своим приоритетом». И немножко по этому поводу нервничали. Ну, кажется, всё прошло хорошо. И арабы даже оценили. Ну, потому что они, наверное, тоже с этим согласны в целом, что Бог должен быть приоритетом. У меня вопрос не про арабов, у меня вопрос про ваших коллег из области, ну, вот такой бизнес-сферы. Вот есть ли у вас желание, есть ли у вас попытки как-то им тоже, до них тоже доносить, ну, вот свою веру, да, свою какую-то эту жизненную позицию, что, ну, сделай Бога своим приоритетом. Или в сфере вот таких деловых отношений это немного неуместно? Вот как это бывает? Или это всегда по-разному?
Алексей Шустов
— Да нет, я с этим работаю и вот в рамках сообщества это же есть община, по большому счету. Я просто свой опыт, который я получаю в церкви, я его стараюсь переносить в мирскую жизнь, и поэтому, конечно...
диакон Игорь Цуканов
— Ну вы, то есть, заявляете. У меня вопрос-то про это и был, что вы эти темы, в принципе, как-то обсуждаете тоже, не только, где бы построить там комплекс какой-нибудь.
Алексей Шустов
— Да, именно в рамках сообщества есть этот проект Саудовской Аравии, то есть это центр русской культуры с храмовым комплексом в Саудовской Аравии. Для нас это флагманский проект сообщества девелопмента, потому что это как раз духовная миссия вот странных заливов, потому что в Саудовской Аравии нету православного храма, и вот, казалось бы, откуда это вообще взялось, эта идея. Так сложились обстоятельства, что там, в тот храм, куда я хожу, это храм Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне, вот, там настоятелем нашего храма является мной уважаемый и почитаемый владыка Антоний, который занимается как раз международной деятельностью церкви. И вот как-то так это всё очень органично произошло. Наше участие в Экспо в Дубае, что мы принимали участие, мы познакомились с ОАЭ, получился какой-то опыт. И у нас появилась возможность съездить в Саудовскую Аравию. И мы когда общались с одной коллегой, Екатерина Ледокол, она говорит, мы с ней дискутировали, я говорю, мы сейчас собираем бизнес-миссию в Саудовскую Аравию, я говорю, ну я не понимаю, зачем я туда еду, просто зарабатывать деньги мне неинтересно, потому что там, конечно, надо ехать, вкладываться, зарабатывать и так далее. Я говорю, я теряю смысл. Я буквально тоже там вернулся из Оптины, я говорю, я не понимаю, зачем мне туда ехать. Она говорит, да, вот построите там храм. Я говорю, да.
Кира Лаврентьева
— Тогда поеду.
Алексей Шустов
— Интересная идея. И вот эта как-то идея, она больше начала трансформироваться. Потом я встретил уникального человека Дмитрия Остроумова. Он архитектор, богослов, руководитель студии про храм. Мы с ним встретились в гостином дворе на выставке «Зодчество». Я видел, как он модерирует сессию как раз с храмосоздателями. То есть он дискутирует на тему современной православной архитектуры. И я выслушал всю лекцию, с ним познакомился, даже задал там вопросы, говорю, а как вы думаете спроектировать, собственно, Центр русской культуры в Саудовской Аравии? Ему эта идея откликнулась. Через какое-то время он сделал очень качественную концепцию, с которой мы поучаствовали в президентском форуме в этом году «Сильная идея для нового времени». Коллеги из АСИ нас оценили, включили нас в топ-100 проектов, и благодаря этому мы едем на питерский экономический форум, который будет с 5 по 8 июня в Санкт-Петербурге. Для меня это большая честь и ответственность, потому что с этим проектом мы будем, собственно, представлять, искать и общаться с людьми. Но тут...
диакон Игорь Цуканов
— А то, что вы попали в топ-100, я прошу прощения, что перебиваю, это что значит, что государство как-то тоже готово в этом поучаствовать?
Алексей Шустов
— Да, то есть из 30 тысяч заявок отобрано топ-100 идей. И вот мы попали в этот топ-100, и коллеги из АСИ нас очень так бережно направляют, поддерживают и заинтересованы тоже в реализации этого проекта. У нас сейчас задача в ноябре съездить опять же в Саудовскую Аравию, это будет выставка City Escape Global, огромная, международная. Вот, мы надеемся, что на этой выставке будет принимать участие правительство Москвы со стендом. У нас будет уже возможность немножко на другом уровне представлять этот проект, потому что проект действительно уникальный и интересный. Многие говорят, что такое невозможно в мусульманской стране построить православный храм, но мир меняется, Саудовская Аравия открывается, и даже раньше в Объединённых Арабских Эмиратах такого не было. Но президент наш Владимир Владимирович был достаточно недавно, в конце того года в Эмиратах, и поблагодарил официально как раз за выделение участка земельного под строительство храма, который там уже построен. Это храм апостола Филиппа.
Кира Лаврентьева
— В декабре он был.
Алексей Шустов
— Да. И мы там, собственно, созванивались. Я знаю личного настоятеля, отца Александра этого храма. Когда я ему тоже прислал эту концепцию, и мы с ним на эту тему общались, у него было только единственное два... то есть у него не было вопроса, что это невозможно. Он сказал: «На чьи деньги это будет построено, и кто туда будет ходить?»
диакон Игорь Цуканов
— Вот у меня тоже второй вопрос очень интересует.
Кира Лаврентьева
— Ходят, ходят, наших русских там очень много.
Алексей Шустов
— Смотрите, там действительно, я не арабист, но я на уровне каких-то своих чувств вижу, с точки зрения именно архитектурного видения страны, именно девелопмента, что страна меняется. Есть такие базовые основные реперные точки. Во-первых, это BRICS, в который рано или поздно Саудовская Аравия вступит, когда давление со стороны наших партнёров из Америки, может быть, снизится. Это строительство города будущего, NEOM. То есть это там такие серия девелоперских проектов, один из таких самых, наверное, мощных, это The Line, город будущего, там 172 километра. Сейчас он, правда, немножко там будет трансформироваться, но те амбиции, которые они взяли по открытию и по привлечению туристического потока в свою страну, он, конечно, чувствуется. Ну и третий, наверное, для меня важный, это Экспо в 2030-м, который будет. То есть Экспо — это всемирная выставка, это свидетельство того, что доступность людям со всего мира в эту страну, она будет меняться. И страна меняется, и это рано или поздно должно произойти, и наше сближение, наших государств, оно будет, и оно происходит.
диакон Игорь Цуканов
— Алексей, вот вы так, может быть, в нашей передаче не так много раз, а вот в том интервью, которое я смотрел, когда готовился, довольно много раз использовали слово «община». Вот это для вас какое-то такое важное понятие, да? Что оно для вас означает, почему оно для вас важно? И даже вот в профессиональной вашей жизни вы переносите вот принципы какой-то общинной жизни, получается, на сферу вот вашего общения с коллегами. Ну да, наверное, всё-таки образ общины — это Оптина, вот скит, в который вот я приезжаю уже 10 лет. И для меня вот эта работа братья над собой, в первую очередь, и над отношениями с друг с другом, для меня это, конечно, показатель. В миру общины все разные, так же, как и все люди разные. Вот эта соборность. И, наверное, у меня был такой опыт, когда такая соборная молитва, ну, действительно, в секунды там решала какие-то там важные, казалось бы, неразрешимые задачи. То есть, когда ты один молишься, это одно, вот когда там уже два, три, четыре человека, это совсем уже другая, как бы, сила именно верующих, как бы, людей. Поэтому, конечно, и там то комьюнити, то сообщество, которое мы создаём, формируем, сила в нём — это то, что благодаря синергии и общим желаниям можно действительно открывать какие-то очень тяжёлые двери. Также вот мы таким образом принимали участие в ЭКСПО, потому что одной компанией, допустим, сложно куда-то выбраться. Когда объединяются ресурсы. Ну, вот, собственно, мне кажется, это очень важно и в соборности нашей страны, то, что мы сейчас объединяем страны СНГ, и вот это большая, грандиозная работа со стороны нашего президента и вообще, кто этим объединением занимается. Вообще, объединять сложнее, чем разъединять.
Кира Лаврентьева
— Да, правда.
диакон Игорь Цуканов
— Это точно.
Алексей Шустов
— Хотя и разъединять тоже порой сложно, но в любом случае лучше объединяться.
диакон Игорь Цуканов
— А кто еще входит вот в это сообщество Development 2.0? Вот вы его создали 4 года назад, вот оно объединяет в себе, как я понимаю, архитекторов.
Алексей Шустов
— Это архитектурное бюро, да, вот Андрей Осадов, там Atrium, Novodeis, там IND, ну много там, порядка десяти там компаний, Мегабудка, девелоперские компании, то есть вот мы с ними как раз взаимодействуем в разных плоскостях, чтобы ну решать какие-то интересные задачи, там делать конкурсы, делать архитектуру. Этот московский опыт нам помогает развиваться как раз в регионе, то есть у нас помимо проекта Палехпарк в Ивановской области еще проект Зерно. Это бывший мукомольный завод тоже заброшенный, сумма инвестиций порядка 5 миллиардов, и понятно, что сейчас нам в таком количестве банк не выделит деньги, потому что нужен, конечно, опыт управлять таким количеством денег. Поэтому мы ищем сейчас системного девелопера, и вот с одним из них мы общаемся, это Ручьев Александр Валерьевич. Мы ему прислали презентацию, группа компаний, основанная им, проявила интерес. Но понятно, что из московского девелопмента идти в региональный, ну, не очень интересно. Там время другое, деньги другие. Но это имиджевая история. То есть, если показать, что на примере вот этого бывшего там мукомольного завода можно сделать действительно классную историю, а хотя там действительно та команда, которая это делает, там Сергей Небытов, Лидия, вот, они действительно классный сплочённый коллектив и классные концепции. И это как пример такой новой, возрождаемой России очень, мне кажется, будет правильно. Такая имиджевая история. Потому что важно же не только деньги зарабатывать. Понятно, они важны, безусловно, это инструмент. И не надо это делать в минус или ещё что-то. Но можно получить чуть меньше прибыли, но сделать классную имиджевую историю.
диакон Игорь Цуканов
— Ну, а ваше общение в рамках этого сообщества, оно вот все-таки не ограничивается чисто профессиональной сферой, то есть вы ходите вместе, там, я не знаю, куда-то, не знаю, может, ездите куда-то вместе отдыхать или ходите вместе в какие-то паломничества, да, или что-то, вот как это все устроено?
Алексей Шустов
— Дружно, как раз вот в сообществе создаём такую атмосферу дружелюбную, чтобы снимать вот эти ограничения, потому что вот когда бывают люди знакомятся, им очень тяжело вот преодолеть какие-то барьеры в коммуникации статуса, там, не знаю, там ещё что-то, чего-то. Ну, это задача сообщества Development 2.0, как раз вот создать вот эту зону доверия, да, без ограничений максимально, чтобы люди друг другу, там, партнёры доверяли. Это очень важно.
диакон Игорь Цуканов
— Что для этого нужно? Ну, кроме того, что...
Кира Лаврентьева
— Душевного желания.
диакон Игорь Цуканов
— Очевидно, да, что нельзя, так сказать, идти против дружбы.
Кира Лаврентьева
— Переходить какие-то черты.
диакон Игорь Цуканов
— Да, ну что ещё для этого? Что помогает создать доверие?
Алексей Шустов
— Я думаю, что важная функция, это, конечно, ну не функция, как это правильно назвать? Служение. То есть люди видят, что не только за деньги это можно сделать, а вот действительно люди помогают просто бескорыстно друг другу. Это очень важно. И это, в первую очередь, работа нас, как основателей над собой, чтобы это показывать. Ну и учиться у партнеров и участников сообщества, обмениваясь опытом. Потому что у каждого есть сильные стороны, яркие стороны, которые нас усиляют. И, собственно, даже наша первая поездка в Саудовскую Аравию, она была возможна благодаря нашим партнерам: Андрею Осадову, Андрею Четверикову, компании Макрофабрика, Наташе Масталерж, архитектурному бюро на ВДС. То есть мы как бы так совместно сложились, съездили и получили этот опыт, который бесценен. И вот я рассказывал, у меня была белая футболка, по-арабски написана, и вот первый человек, с которым я встретился, это была девушка, которая на паспортном контроле проверяла паспорт. И она меня по-английски спрашивает, знаю ли я, что у меня написано на футболке, ну конечно знаю, потому что я эту футболку делал сам. Я увидел ее блеск в глазах, этот блеск просто радость и любовь, что вот такой необычный человек, но я там ни в коем случае не... Вот. И был такой вопрос, а почему я, вот русский человек, приехал именно с такой надписью, да, потому что я говорю, я уважаю вас, вашу страну, вашу веру, вот, хочу на эту тему с вами поговорить. И я был удивлен этому опыту. Ко мне действительно люди подходили, фотографировались. И все улыбались. Вот мне единственное, о чем попросили, простите за подробности, чтобы я в этой футболке не ходил в туалет. Все остальное было просто волшебно.
Кира Лаврентьева
— Ничего себе.
диакон Игорь Цуканов
— А желание поговорить на эту тему с людьми у вас действительно есть, да? Поговорить про веру, про Бога, про...
Алексей Шустов
— Да, это очень интересный момент, даже это вообще какая-то отдельная тема, потому что я живу на Красной Пресне, и у меня есть друзья-мусульмане, которые живут и, собственно, помогают нам с уборкой территории. Я стараюсь с ними дружить. Ну не то, что стараюсь, я просто дружу с ними. Я одному подарю велосипед, другому еще что-то. И они меня тоже любят. Мы можем снег вместе почистить на улице. Я понимаю, что вот это недоверие к нашим разным религиям, мусульманству, христианству, его нужно... Во-первых, это надо изучать, как и христианам, мусульман понимать, так же и мусульманам понимать христиан. Это очень важная работа для всех, для нас.
Кира Лаврентьева
— То есть такое межконфессиональное общение, это вам интересно?
Алексей Шустов
— Мне это очень интересно. Потому что вот этот мой опыт, когда я пересекал границу другой страны, в которой я ни разу не был, и мне мои коллеги, старший Сергей Анатольевич, уважаемый и любимый, говорят, типа, ни в коем случае вообще не езжай в этой футболке, там радикальная страна. Я понял, что это все, как говорится, у страха глаза велики. Там обычные люди, понятно, может быть, так меня Господь любит, не дал каких-то экстремальных ситуаций, но я понял, что если говорить с людьми на языке любви, даже если ты в мусульманской стране, потому что у меня был крестик, мне спрашивали, ты мусульманин? Я говорю, нет, я христианин. Они мне задавали вопрос с такими глазами, говорят, а почему? Я говорю, потому что Бог есть любовь. Вот.
Кира Лаврентьева
— Ой, как интересно. Это можно еще, конечно, долго все обсуждать. А агрессию какую-то вы встречали в своих попытках выстроить диалог?
диакон Игорь Цуканов
— Необязательно, кстати, в Саудовской Аравии, а где-то, может быть, в России.
Кира Лаврентьева
— Какой-то ответ такой довольно категоричный.
Алексей Шустов
— Удивительно, но это было в церкви.
Кира Лаврентьева
— Ну, это как раз неудивительно.
Алексей Шустов
— От верховного так достаточно человека такого очень...
Кира Лаврентьева
— Церковь общества, кающихся грешников, как мы знаем.
Алексей Шустов
— Да, мне сказали, ты кто такой вообще, чтобы этим проектом заниматься.
диакон Игорь Цуканов
— Вот в Саудовской Аравии?
Алексей Шустов
— Нет, в России.
диакон Игорь Цуканов
— Нет, проектом каким?
Алексей Шустов
— Да, в Саудовской Аравии. Я сказал, да я как бы это мой порыв в сердце.
Кира Лаврентьева
— Божий раб.
Алексей Шустов
— Поэтому для нас, для Development 2.0 Этот проект, он флагманский. Вообще это, по сути, корень наших всех проектов, потому что это и девелопмент, это и архитектура, это и новая страна, и международная деятельность. То есть понятно, что у нас 70% наших интересов — это Россия и регионы, но вот есть такой небольшой международная опыт, благодаря нашим коллегам из Минпромторга, министерства. У меня даже есть благодарственное письмо от Груздева Алексея Владимировича, это зам Мантрова Дениса Валентиновича, что вот он благодарит компанию «Арсминиогрупп» за участие в ЭКСПО и надеется на дальнейшее сотрудничество. Для меня это было почетно. Это письмо мне передал мой друг Алексей Санченко, за что я ему благодарен, так что вот такой момент, поэтому стараемся в рамках сообщества делать такие проекты, и то, что фильмом мы занимаемся, ну, это не в рамках сообщества, это мое уже такое, можно сказать, профессиональное хобби. Вот, ну вот в рамках сообщества, да такие проекты, они как бы нас усиляют духовно, и появляется просто смысл во всем.
диакон Игорь Цуканов
— Ну и, наверное, это дает какую-то в потенциале возможность какую-то в потенциале возможность как-то и в России делать что-то еще. То есть, когда какой-то успешный проект зарубежный, то обычно за счет этого проекта можно что-то сделать хорошее потом еще в России. Это же такие сообщающиеся, в общем, сосуды. Хотя, конечно, понятно, что в основном эти проекты, они, наверное, больше инвестиционные, чем, опять же, про прибыль. Не сложно выражаться таким бизнес-языком.
Алексей Шустов
— То, что касается центра русской культуры, конечно, это межгосударственный проект, и там речь не про деньги. Меня там спрашивают, а сколько он стоит? Я говорю, ну, это, в принципе, не моя функция, это определить. То есть моя задача сформировать как бы саму идею. Т.е. есть же разные стадии проекта, я больше там за креативную часть. То есть вот есть бюро про храм, которое готово там спроектировать окончательно этот проект. Очень интересный человек, он богослов из Белоруссии. Эти люди меня поражают, конечно, своей чистотой, честностью. Это совершенно просто другого порядка люди, это очень здорово.
Кира Лаврентьева
— Алексей, знаете, что мне очень понравилось вообще из всего нашего диалога сегодняшнего? Вы несколько раз возвращались в разных формах, в разной степени выражения мысли, но возвращались к идее о том, что зарабатывание ради зарабатывания, без высокой цели, без вообще в принципе стремления служить Богу в своей профессии, оно, конечно, никакого смысла не имеет. Тут нет чопорного какого-то морализаторского, а, деньги — зло, чем беднее, тем лучше, спасайся бедностью. На самом деле мы же понимаем, что каждому свое, у каждого свой путь, но если ты уже какие-то деньги зарабатываешь, то тебе и их надо направлять в какие-то богоугодные проекты. И это очень круто. Спасибо вам огромное за эту мысль, она важна. Она важна для людей обеспеченных, наверное, которые сейчас нас слушают, что все-таки деньги надо уметь использовать как инструмент. Это важная вещь, вы сказали. Для служения людям, для служения Богу, для чего-то важного и полезного. Это, конечно, это критически важная мысль.
Алексей Шустов
— Я вот с таким опытом познакомился. Ну, во-первых, вам спасибо, что вы открыли эту тему, потому что так вот не со всеми можно поговорить, тем более это на радио происходит. Поэтому я вам тоже очень благодарен. Я в первый раз с этим столкнулся, когда вот наш друг, который помогает нам по сценарию, Дмитрий Летов, собственно, может спокойно организовать там паломническую поездку в Иерусалим. Там человек на 15.
Кира Лаврентьева
— Сказка.
Алексей Шустов
— Да, то есть человек не покупает себе Порш там, а вот просто вкладывается в поездку паломнической группы. Я когда в этом во всем присутствовал, я был, конечно, поражен вот этой щедрости души и веры, в первую очередь, конечно, поэтому это дорого стоит. И я сказал, что Господи, научи меня, пожалуйста.
Кира Лаврентьева
— Тоже так же.
Алексей Шустов
— Тоже так же.
Кира Лаврентьева
— Правда. Научи нас, Господи, всех тоже так же, в меру наших сил и возможностей. Спасибо огромное за этот разговор, дорогие друзья. У нас в гостях у Вечера Воскресенья на Светлом радио был Алексей Шустов, продюсер, художник, основатель сообщества Development 2.0, руководитель Arts Media Group. У микрофонов были диакон Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева. Мы от души вас благодарим, Алексей. Желаем вам помощи Божьей, покрова Пресвятой Богородице и всего самого доброго и светлого.
Алексей Шустов
— Спасибо, друзья.
Кира Лаврентьева
— Мы прощаемся с нашими слушателями до следующего воскресенья. Всего вам доброго и до свидания.
диакон Игорь Цуканов
— С Богом.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.