
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как улучшить свои отношения с Богом? Что для этого необходимо сделать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Тема соотношения ритуала и живой веры является одной из центральных для посланий апостола Павла. И обращается он к ней неслучайно. Иудеи были уверены — для того, чтобы поддерживать с Богом хорошие отношения, достаточно исполнять установленные ритуальные предписания. Исполняешь, следовательно, ты верующий человек. При этом в качестве образца подлинной веры они называли родоначальника еврейского народа праведного Авраама. Дескать, Бог избрал его именно за то, что он скрупулёзно следовал всем тем правилам, которые были позже записаны пророком Моисеем в священных книгах.
Апостол Павел категорически против такого понимания сущности веры. Соблюдение ритуала не является её обязательным признаком. Ведь Авраам жил за много столетий до того, как обрядовый закон был записан. Господь выбрал его за особое внутреннее расположение души. В сердце праведника жила острая потребность в Боге. Всю свою сознательную жизнь он искал Творца и старался увидеть в этой жизни высокий смысл.
Ради того, чтобы обрести этот путь, он решился совершить серьёзный поступок. На склоне лет Авраам оставил всё своё имущество и отправился в неведомую страну. Он подчинился голосу, который всё сильнее и сильнее звучал в его сердце и который по убеждению Авраама принадлежал Богу. Это был страшный риск.
Итак, апостол Павел выражается вполне определённо. Не тщательное, доведённое о автоматизма, исполнение религиозного ритуала является главным признаком праведности. И не внешняя принадлежность к богодухновенной истинной религии, чем так кичились некоторые иудеи. Признаком особых отношений с Богом является искреннее желание найти Творца и способность совершить ради этого желания поступок. Если потребуется, пойти на риск.
Это напоминание апостола актуально и для всякого из нас. Нередко, подобно древним евреям, в своей духовной жизни мы довольствуемся тем, что делаем чрезмерный акцент на внешних атрибутах религиозной традиции. Безусловно, порой и механическое исполнение привычных ритуалов — вещь необходимая. Однако для того, чтобы улучшить свои отношения с Богом, необходимы не только ритуальные практики.
Для Бога нет ничего приятней, когда мы оказываемся способными совершить ради Христа и Его Евангелия новое действие. Это мужество в привычной и стандартной ситуации общения с окружающими нас людьми поступить сегодня не так, как я поступал вчера и всё время до этого. Сила проявить любовь, милость и снисхождение к человеку, даже если это потребует от меня шагнуть в свой страх, испытать дискомфорт и боль. Наша главная задача — выработать у себя этот навык. Возможно, я буду делать ошибки на этом пути. Это не страшно. Главное, что я не стою на месте. А потому мой духовный опыт растёт. Моя связь с Богом становится крепче. Моё сердце не засыхает, а вера становится по-настоящему живой и действенной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер