В конце семидесятых годов девятнадцатого века вблизи храма Гроба Господня в Иерусалиме кипела работа – велось новое строительство. Многочисленные рабочие расчищали место под фундамент. Как вдруг на глубине в несколько метров из-под земли показался артефакт – остатки неизвестных каменных колонн. Загадочная находка приостановила стройку и обратила на себя внимание всех видных археологов того времени. Французы, англичане, немцы – все стремились выкупить участок. Конкуренцию им составил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин Капустин. Как и все остальные, он догадывался, что это может быть за реликвия.
Храм Гроба Господня, возведенный над пещерой, в которой был погребен Христос, находится в самом центре старого Иерусалима. Однако, известно, что казнили и погребали в те времена вне города. «Получается, что евангельская история ошибочна?» – спрашивали скептики. Даже то, что нынешние стены Старого города были возведены лишь в XVI веке, не умеряло сомнений. «Где же тогда были древние стены»? – задавали вопрос библейским археологам.
Ответ на этот вопрос и искал увлеченный древностями архимандрит Антонин. Земля была куплена на средства Русского Палестинского общества по 86 с полтиной рублей за сажень. В 43 раза дороже, чем за такой же участок чуть в стороне!
В 1882 году вместе с архитектором Конрадом Шиком он возглавил раскопки. Исследователи наткнулись на остатки массивной стены, способ обработки которой свидетельствовал о том, что возраст её более двух тысяч лет, а также на каменный порог, со следами выбоин и петель от ворот.
Архимандрит Антонин писал:
«Порог древних городских ворот в моем присутствии был открыт к общему нашему удовольствию под лестницей. Она состояла из четырех ступеней, сложенных, очевидно, в позднейшее время из камней значительной величины, ничем между собой не связанных. Самая нижняя из ступеней состояла из двух огромных величин камней или толстых плит, входивших в продолжение линии древней стены. Я приказал работникам снять третью ступеньку, и вот тут-то и оказались ясные и неоспоримые следы существовавшей в отдаленнейшие времена тут большой двери в два с половиной метра ширины. Оставивши бывший порог их от земли и вымывши весь водой, мы нашли его чрезвычайно истертым ногами и лоснящимся, особенно же выбитым посредине…»
Далеко не все готовы были поверить, что двум археологам-любителям удалось раскопать фрагмент древней еврейской стены и порог внешних городских ворот, подтверждавших, что Храм Гроба Господня находится вне пределов древнего Иерусалима! Окончательную точку в дискуссии поставил профессор Киевской Духовной академии Аким Олесницкий, доказавший, что найденные развалины – это фрагменты древнееврейского сооружения, входившего в систему укреплений городской стены, а проще говоря, башни с воротами! Расположены эти ворота были недалеко от места казни Христа и ряда иудейских гробниц, обнаруженных несколькими годами ранее.
Один из отчетов архимандрита Антонина (Капустина), присланных в Санкт-Петербург, гласил:
«Из всего изложенного следует заключить, что на месте наших раскопок находились именно те ворота, через которые, выйдя из города, последовал на Голгофу Спаситель. На основании указаний древних писателей в пролётах ворот находились судьи и исполнители приговора, почему ворота и носили название судных Врат».
Археологи девятнадцатого века, найдя Судные врата и часть древней стены, доказали, что Храм Гроба Господня построен на месте казни и погребения Христа, которые находились за стенами древнего Иерусалима.
Сегодня же – это центр города. И центр паломничества для христиан всего мира. Возможность увидеть под крышей одного храма две величайшие святыни – именно ту гору Голгофу, на которой Господь был распят и, без сомнения, ту пещеру погребения, где Он воскрес.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки