
Уверена, что у наших, российских православных самым почитаемым святым является святитель Николай Мирликийский. Или, как его ласково в народе называют, Никола Угодник. Многие могут рассказать личную необыкновенную историю, связанную с Чудотворцем, а то и не одну. Есть такие истории и в нашей семье.
Когда моя мамочка тяжело заболела и перенесла операцию, на дворе стояла зима. Точнее, вторая половина декабря. Значит, канун праздника святителя Николая, Николы Зимнего. В моем родном Серпухове в честь славного святого освящен главный храм. Возрожденный после безбожного поругания белоснежный красавец храм жители города тоже называют Николой. Николой Белым. В тот год праздник святителя попал на воскресенье. Стало быть, в субботу в соборе предстояло торжественное всенощное бдение.
В больницах, как правило, в выходные дни полное затишье. Я постоянно находилась при маме в отдельной палате. К нам только с утра заглянула медсестра, поставила очередную капельницу. И всё. День тянулся намного дольше обычного, когда наш лечащий врач заходил по несколько раз, справляясь о мамином состоянии.
Надо сказать, она и правда чувствовала себя в эту субботу гораздо лучше, чем всю предшествующую неделю. И я решилась оставить её одну.
— Мамулечка, можно я схожу на всенощное бдение? Хотя бы до помазания... Я быстро — собор-то недалеко.
Разве могла мама меня не отпустить? Перекрестила и отправила с Богом, да еще велела не торопиться, пробыть в храме как положено, до конца службы.
Когда я вернулась, казалось, что больница опустела — полумрак, тишина, безлюдье... Мама, которая провела больше двух часов в одиночестве, выглядела неплохо. Но при этом такой печальной! У меня сердце заныло от жалости и стыда.
— Мамочка, ты почему загрустила? У тебя что-нибудь болит?
— Ой, дочка... Такой праздник! Николин день! Все добрые люди в храм сходили. А я вот койку в больнице пролёживаю. И, похоже, меня и больной-то не считают, никто не приходит.
— Ну уж нет, дорогая моя, — попыталась я подбодрить родную старушку. — Унывать нам не положено, тем более в праздник. Давай-ка мы с тобой прямо здесь, в палате, помолимся. Смотри, что я купила — иконочку Николая Чудотворца и акафист. Сейчас я тебе его почитаю. Хочешь?
Акафист святителю Николаю небольшой, хорошо знакомый, понятный, читается легко. Где-то я и на пение переходила — потихонечку, чтобы в других палатах не слышно было. Перед тем, как начать молитву, взглянула на маму и поразилась. Она как будто помолодела, лицо разгладилось и излучало свет...
С радостным предчувствием прочитала я молитву. И только произнесла «Аминь», как дверь в палату открылась. В дверях стоял улыбающийся молодой доктор — дежурный врач, мы видели его впервые:
— Добрый вечер, Раиса Ивановна! Как ваше самочувствие? Как настроение? Не унываем?
На груди у доктора подблёскивал бейдж с крупно написанным именем: НИКОЛАЙ. Как бесспорное свидетельство того, что святые всегда рядом с нами, где бы мы ни оказались, слышат наши сердечные молитвы и по их предстательству Господь непременно посылает Свою, Божественную, скорую помощь и утешение.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 27. Богослужебные чтения

Вера в Бога предполагает не только радость, но и верность имеющимся принципам. Не зря апостол Павел пишет, что признаком истинного служителя Божия является терпение. Не мягкотелость, а именно стойкость, умение переносить вызовы жизни. Таким терпением, безусловно, обладал царь и пророк Давид. Об этом мы можем судить на основании псалма 27-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Жизнь царя и пророка Давида редко когда была спокойной. Сначала его преследовал безумный правитель Саул. Потом на Давида поднял руку его собственный сын — Авессалом. Последний находился в убеждении, что делает правое дело, защищает справедливость. А ещё некоторые предательски настроенные подданные убедили Авессалома в том, что он станет правителем лучшим, чем его отец. Вспыхнуло восстание. Давид, не желая устраивать гражданскую войну, скрылся, начал скитаться, прячась от собственного сына. Конечно, царю было очень тяжело. Он молится Богу: «К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу».
Поддавшись чувствам, Давид вполне по-ветхозаветному сначала просит Господа об отмщении: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». Не в этом псалме, правда, а в иных, написанных в тот же период, царь оговаривается и просит Бога вразумить противников, но не лишать их жизни. Что совершенно понятно. Кто захочет гибели собственного ребёнка? Даже если ребёнок встал на путь зла.
Продолжая свою молитву, пророк ясно говорит, что единственной его опорой в жизни является Господь Бог. Только Он способен защитить от зла. Только Он может показать всё бессилие лжи, даже если она коварно прикрывается рассуждениями о мире и справедливости. Бог всё тайное обязательно сделает явным. Давид проникновенно пишет: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею».
Просьбы, которые Давид обращает к Господу, не стоит воспринимать как проявление исключительно его личного желания сохранить жизнь. Давид рассматривает собственное бытие сквозь призму судьбы народа, над которым Бог поставил его царствовать. Царствовать не в смысле беспечно пользоваться благами власти, а служить счастью людей, заботиться об их нуждах. И Давид понимает, что только опираясь на правду Божию, он способен исполнить возложенную на него миссию. Иначе царь точно не справится. Ведь искушение властью велико. Ему поддался Авессалом, решивший стать узурпатором. Давид же взывает к Богу и искренне просит Его о помощи, поддержке: «Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!»
Молитвы Давида были услышаны. Бунт Авессалома завершился провалом. Сам же неразумный царевич погиб, потому что до конца решил служить своей гордости. Давид очень горевал по поводу смерти сына, но мы сами — распорядители своей судьбы. Будем помнить об этом, и ни в коем случае не станем отступать от правды Божией.
Псалом 27. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 27. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 27. На струнах Псалтири
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема