
Светлана Бакулина
В моём детстве мама не разрешала мне есть сладкое и прятала конфеты, потому что на них у меня была аллергия. Но я эти конфетки находила и тайно съедала. После этого всё моё лицо и тело покрывались красными пятнами, которые я активно чесала. Так мама узнавала, что я её не слушаюсь. И тогда вовсе перестала приносить домой сладкое. Я расстраивалась и не понимала: «Ну, неужели тебе жалко для ребёнка вкусных конфет?»
В школе мы с подругами на все деньги, что давали родители, любили покупать чипсы и газировку. Тут к маме подключился уже и папа. Он стал объяснять, что эти продукты также могут обострить мою детскую аллергию, а ещё испортят желудок и доведут до гастрита.
«Ну, вот... теперь и папа туда же. Все мои сверстники едят. Чем я хуже?» — беззаботно размышляла я и продолжала периодически есть запрещённые продукты. До пика ситуация дошла, когда предосторожности родителей оказались верными. И к своим 15 годам я настолько сильно расчесала руки на фоне аллергии, что мне даже было стыдно носить одежду с открытым рукавом. Сверстники стали меня сторониться, опасаясь, что это заразно. Я чувствовала себя, как прокажённая. А хотелось стать здоровой. И я задумалась...
Передо мной встал выбор: остановиться и прекратить употреблять то, что разрушает мою жизнь или поддаться страсти и будь что будет. Я выбрала здоровье и взяла себя в руки. Ограничила себя в запрещённой еде, стала искать чем полезным или хотя бы менее вредным, можно её заменить, а со временем повзрослела, отвыкла и вовсе разлюбила газировку.
Этот опыт очень помог мне преодолевать трудности в духовной жизни. Только вместо запретных продуктов там появились грехи. Например: обида, споры, раздражение, уныние, лень.
По началу, вроде, живёшь и думаешь: «Ну, что в этом такого? Это же мои внутренние проблемы». А потом проходит время и начинаешь замечать, как всё взаимосвязано. Например, обиделся на кого-то и ночью от этой мысли даже не можешь уснуть. Начинаешь осуждать человека. На утро встаёшь не выспавшийся, раздражённый, можешь сорваться на первого встречного. И вот уже то, что казалось безобидным, внутренним, становится заметно другим. Портятся отношения с людьми. Из-за этого расстраиваешься сама. Начинаешь унывать. Уныние перетекает в апатию, апатия в лень, список можно продолжать бесконечно. Всё это, как болезнь, поражает душу человека.
И как для физического здоровья необходимо было отказаться от вредных продуктов, так и для духовного важно оградить себя от разрушающих вещей.
Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»
И теперь, как только я чувствую, что та или иная житейская радость, приятность, может превратиться в грех, страсть и навредить душе, я вспоминаю к каким последствиям привели меня газировка, конфеты и чипсы. То, на что у меня была аллергия, я научилась обходить стороной. Теперь, во взрослой жизни, я тоже стараюсь обходить стороной то, от чего разрушаюсь.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема