
Светлана Бакулина
Несколько лет назад я приехала потрудиться в одном монастыре. Стала посещать богослужения, изучать устав. И обратила внимание, что в расписании ежедневно после вечерней службы, тут в Храме вместе читают «Вечернее правило». Я пришла послушать. В какой-то момент, после прочтения молитв, в храме повисла тишина. Все собравшиеся тихонько стали по очереди подходить друг к другу, кланяться и что-то говорить.
— А что происходит? — спросила я.
— Чин прощения. — стала объяснять мне другая трудница — здесь такая традиция: в конце дня попросить друг у друга прощения. Сначала все подходят к настоятелю монастыря, затем к старшим по чину монахам, послушникам, трудникам, а затем и к прихожанам и приносят извинения.
Подошла наша очередь. Я повторяла всё, что делали знакомые. Обратилась сначала к священнику:
— Простите меня, отец Сергий!
— Бог простит, и вы простите меня! — сказал он мне в ответ
А затем повторила сие действие и с остальными стоявшими передо мной людьми. Эта традиция мне очень понравилась. Я стала каждый день приходить на монастырское вечернее правило. После чина прощения ощущала, что на душе становится легче. В привычку вошло: проанализировать своё поведение и мысли за день, вспомнить всё, чем могла обидеть других. И таких ситуаций обычно находилось много: то я рассердилась и грубо ответила на неудачно заданный вопрос, то обиделась на трудника, который забрал со стола последний кусочек сыра, не предложив его мне. Где-то в мыслях в течении дня я часто осуждала и раздражалась. Важно было вечером вспомнить всё и оставить это на «чине прощения».
Мои отношения со всеми в монастыре стали налаживаться, благодаря этой привычке. Я стала анализировать и понимать, что ждать от себя по отношению к людям и что можно ожидать от них. За что именно мы просим друг у друга прощения.
Но однажды в нашу обитель приехала потрудиться женщина. С первого дня она стала наводить свои порядки: дерзко общаться, грубить, перебивать, делала, как ей казалось, очень ценные замечания и всё возможное, чтобы вывести из равновесия окружающих. Досталось и мне. Я, по её мнению, не должна была фотографировать в Храме. Хотя это делала по послушанию. Конечно, я возмутилась! Но вечером...
— О, нет... — подумала я — ... получается, она тоже сегодня придет на чин прощения и мне надо будет перед ней извиняться? За её же поведение? Какой кошмар! Мысли в голове перебивали ода другую: Лучше не пойду на вечернее правило, чем буду обманывать себя, что всё ей простила. Ага! Как бы не так... Хотя, вообще-то я хотела завтра причаститься. Как же я пропущу правило и исповедь? Нет! Пойду подойду к священнику и всё ему объясню — решила я.
«Батюшка, я не хочу идти на чин прощения. Будет нечестно с моей стороны извиняться. Эта новенькая всё испортила своим появлением. Мы тут жили как-то нормально, привыкли друг к другу. А она приехала, грубит, везде вмешивается, а на меня сегодня и вовсе накинулась ни за что» — пожаловалась я.
— Очень даже хорошо, что эта женщина появилась здесь — ответил мне священник — теперь ты не пребываешь в иллюзиях. Возможно, тебе только показалось, что ты научилась прощать. А это была лишь тренировка. Конфликтов-то у тебя тут не было. А вот, женщина задела за живое, и как ты реагируешь? Сейчас наступил экзамен, который нужно сдать. Каждый день мы читаем молитву "Отче наш" и там есть такие слова: "И остави нам долги наши яко же и мы оставляем должником нашим...". — Получается, мы просим у Бога не прощать нам наши грехи, если и мы не прощаем кому-то из людей, согрешивших против нас. Подумай над этим — подытожил батюшка.
В замешательстве я осталась стоять в храме. Ещё несколько минут назад мне казалось, что я научилась прощать и отпускать легко, быстро. Но, оказывается, экзамен не сдала.
Я набралась смелости и пошла просить прощения у это женщины первой. Преодолеть себя было непросто.
«Это вы меня простите» — спокойным голосом ответила она и поклонилась. Взгляд её стал заметно мягче, да и мой уже поменялся. Теперь она не казалась мне такой грубой и неприятной. В моё сердце вернулся мир.
Спустя несколько дней, закончился мой срок трудничества. Я приехала домой и поняла, что из монастыря увезла с собой что-то очень важное и ценное для меня — навык в конце каждого дня думать и анализировать, чем я могла обидеть человека и поскорее стараться с ним примириться, а еще опыт преодоления себя и своих обид.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Присоединиться к возрождению старинных храмов
Фонд «Белый Ирис» много лет занимается возрождением старинных храмов, закрытых или разрушенных в прошлом столетии. И с каждым годом к миссии фонда присоединяются всё больше людей из разных городов. Чтобы обучать тех, кто хочет подходить к делу профессионально и самостоятельно возвращать святыни к жизни, команда «Белого Ириса» создала «Школу хранителей храмов». Её участниками стали уже десятки людей.

Среди хранителей оказалась и Диана Скворцова из Нижегородской области. Однажды она познакомилась с волонтёром фонда «Белый ирис», который рассказал ей о том, как как обычные люди восстанавливают храмы. А потом Диана узнала о заброшенной святыне в соседней деревне Иконниково, и решила на неё взглянуть. Перед женщиной предстала большая полуразрушенная церковь Преображения Господня с разбитой кровлей, без окон и дверей. Когда она вошла под её своды, глаза наполнились слезами, а сердце молитвой. «Я начала петь „Богородице Дево, радуйся...“, — вспоминает Диана, — и в тот момент почувствовала: что просто не могу оставить храм без помощи». Так началось служение Дианы.
Ей удалось собрать команду волонтёров, вместе с ними убрать территорию Преображенского храма и защитить его от дождя и снега. А недавно она присоединилась к проекту фонда «Белый Ирис» — «Хранителем наследия может стать каждый» (проект поддержан Фондом президентских грантов). И теперь Диана подробно узнаёт обо всех этапах восстановления старинных храмов. Её и других хранителей обучают основам реставрации и археологии, работе с документами и текстами, привлечению поддержки и многому другому. Как признаётся сама Диана — путь хранителя для неё — это путь к Богу.
Присоединиться к возрождению старинных храмов можно из любой точки страны. Узнайте об этом больше на сайте фонда «Белый Ирис».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Бутовские новомученики». Игорь Гарькавый
У нас в студии был директор мемориального научно-просветительского центра Бутово Игорь Гарькавый.
В день памяти жертв политических репрессий мы говорили о людях, пострадавших на Бутовском полигоне, многие из которых причислены к лику святых.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Вторая беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям в 1930-е годы (эфир 28.10.2025)
Третья беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям при Н.С. Хрущеве (эфир 29.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святитель Лука Крымский — врач и епископ». Екатерина Каликинская
У нас в гостях была директор музея святителя Луки Войно-Ясенецкого в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского, писатель, журналист Екатерина Каликинская.
Разговор шел о том, как в судьбе святителя Луки соединились два служения: врачебное и священническое, а также о его роли в жизни Русской Церкви и о вкладе в развитие медицины. Кроме того мы говорили о документальном фильме по сценарию нашей гостьи «Врачи победы».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер







