— Фёдор! Пётр! Это очень серьёзно и очень важно. У меня на столе сумка лежала. Где же она? Я не буду вас ругать, вы только скажите ради Бога, где она.
Вы понимаете, что вы наделали? Да, вы не понимаете, что вы наделали. Там же казённые деньги были. Очень много. Вот где мы столько наберём, чтобы их отдать?
— Если сумка не отыщется, меня посадят в тюрьму.
У молодой женщины по имени Лёля серьёзные проблемы. Её маленькие сыновья-близнецы, которых она в шутку зовёт «чучелы», утащили поиграть... пломбированную инкассаторскую сумку с большой суммой денег. Мама принесла её домой с работы. И вот сумка бесследно исчезла. Мальчишки толком не смогли ответить, куда она подевалась. Зато прибывший на «место преступления» следователь обстоятельно объяснил испуганной Лёле, что подозревать, кроме неё, некого, и что за хищение казённого имущества её ждёт тюрьма минимум на пять лет. О случившемся ничего не знал родной брат Лёли — Минька. Но в то время, когда происходили эти события, он как раз садился на поезд, чтобы навестить старшую сестру, с которой очень давно не виделся. Лёля и Минька — литературные герои известного детского цикла Михаила Зощенко. По рассказам писателя режиссёр Анна Чернакова в 2020-м году сняла киноленту, которая так и называется: «Про Лёлю и Миньку».
Чернакова в своих интервью признавалась, что очень любила и с упоением перечитывала эти детские, во многом автобиографичные, рассказы Зощенко, когда была маленькой. И по сей день она считает их чистыми, светлыми и вдохновляющими. А с возрастом в этих произведениях начинают открываться новые смыслы. И оказывается, что забавные и увлекательные истории о взаимоотношениях брата, сестры и их родственников объединяет евангельский мотив любви к ближнему. Режиссёр постаралась сохранить его и в своей картине. Сюжет её вкратце таков: повзрослевший Минька едет навестить свою старшую сестру. У Лёли двое детей — проказников-мальчишек, а муж её погиб на войне. По дороге Миньке вспоминаются случаи из детства — о том, как они с Лёлей шалили, и как взрослые учили их уму-разуму. В основу картины легли рассказы Зощенко «Галоши и мороженое», «Находка», «Ёлка», «Тридцать лет спустя» и «Бабушкин подарок». Они стали сценами возвращения в прошлое, воспоминаниями повзрослевших Миньки и Лёли. Интересно, что почти детективную историю с сумкой, которая послужила своеобразным фоном для основного повествования, режиссёр придумала вместе со сценаристом, Александром Адабашьяном. И история эта очень органично переплелась с сюжетами Зощенко.
Кстати, о том, что случилось с исчезнувшей сумкой, зрители обязательно узнают! Впрочем, суть фильма вовсе не в этом. Поучительное семейное кино побудит и детей, и взрослых, задуматься об очень важных вещах — например, о том, что нужно быть чуткими и бережными по отношению к людям, которые живут рядом с нами. Чаще говорить им о том, как они нам дороги. Замечательно словами Зощенко выразил суть картины повзрослевший Минька в своих размышлениях:
— Надо любить и жалеть людей. Хотя бы тех, которые хорошие. И дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе.
Прекрасно становится на душе после просмотра картины Анны Чернаковой «Про Лёлю и Миньку». Фильм дарит ощущение семейного праздника, душевного тепла, доброй сказки. И возвращает в детство, откуда все мы, как известно, родом.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.