
Поющий ангел — так журналисты и зрители называли певицу Анну Герман. До сих пор люди помнят, поют и слушают её удивительные песни — «Эхо любви», «Сады цветут», «Надежда». Звенящий, словно серебряный, плавный и чистый голос певицы приносил людям радость и утешение. В песнях Анны было что-то особенное: они проникали глубоко в душу и сердце. Слушатели безошибочно чувствовали: так может петь только человек, который сам наполнен любовью, теплом, светом и добротой. Выступления Герман всегда были большим, чем просто концерт. Исполнительница признавалась, что каждый раз, когда выходит на сцену, ей хочется широко раскинуть руки и обнять зрителей. «Этот импульс передаётся от меня к залу, опять ко мне, и снова к зрителям; усиливается и становится таким, что нам с ними не страшно никакое зло, мы защищены общей силой, и сила эта — любовь и доброта», — говорила Анна Герман.
Анна родилась в 1936 году в советском Узбекистане. Немецкое происхождение родителей стало причиной семейной трагедии: в 37-м отца Анны расстреляли по ложному доносу соседей, которые обвинили его в шпионаже. Семье пришлось нелегко — мать не могла устроиться на нормальную работу. Анна вспоминала, что жили они тогда в страшной нужде, ели лепёшки из соломенной трухи, а вместо обуви девочка носила в школу тряпичные обмотки. Жизнь со шпионским клеймом была невыносимой, и в 1946-м семья переехала в Польшу. Там Анна поступила во Вроцлавский университет на специальность «геология». В студенческие годы состоялся и её сценический дебют. Анна Герман всегда вспоминала его с улыбкой — от смущения перед публикой девушка тогда забыла почти все слова песни. Но зрители всё равно почувствовали удивительную силу её голоса. Следующие её выступления были куда более удачными, и однажды однокурсница Анны посоветовала ей пройти прослушивание во Вроцлавскую филармонию. Герман совсем не считала себя талантливой. Но в конце концов поддалась на уговоры. И — прошла! Начались концерты, гастроли. В 1965-м Герман побывала в Советском Союзе, на фирме звукозаписи «Мелодия» вышла её пластинка. Немка по происхождению, гражданка Польши, Анна Герман стала настоящей русской певицей. И дело было не только в том, что она прекрасно говорила и пела по-русски. Её тонкая, проникновенная исполнительская манера была очень близка русской душе. На сцене Анна всегда держала себя очень скромно. Мягкая, добрая и кроткая — такой она осталась в памяти зрителей.
Мало кто знал, что каждое выступление давалось Анне Герман с огромным трудом. Причиной тому были последствия автокатастрофы, в которую Анна попала в Италии в 1967 году. После нескольких часов на сцене травмированная нога певицы опухала и невыносимо болела. Но Анна пела для людей, превозмогая боль. И никогда не жаловалась. Она говорила, что для неё огромное счастье — просто увидеть, как кто-то улыбнулся. Это проявлялось и обычной жизни. Супруг Анны Герман вспоминал, что, когда к ним домой приходил почтальон или молочник, Анна всегда приглашала их на кухню, угощала чаем, беседовала. Для неё был важен каждый человек. Однажды, приехав с гастролями в Узбекистан, Анна прямо с самолёта отправилась на хлопковые поля. Стоя в кузове грузовика, она дала большой бесплатный концерт для сборщиков хлопка. «В ней не было ни тени высокомерия. Только душевное тепло и любовь к людям», — вспоминали организаторы того «полевого» концерта.
Такой Анна Герман оставалась до последнего дня своей жизни. Которая, увы, была очень короткой. Певица скончалась в возрасте 46 лет. В 1980-м году, прямо с выступления на стадионе «Лужники», Анну увезли в больницу. У певицы обнаружили рак. Через два года, в 1982-м, её не стало. Незадолго до кончины Анна Герман положила на музыку молитву «Отче наш» и знаменитый «Гимн любви» апостола Павла. Она напела их на маленький магнитофон. А вот записать их в студии уже не успела.
То, чем ты занимаешься в жизни, должно приносить людям радость, часто повторяла Анна Герман. Певица говорила: «Человек счастлив в той мере, в какой он сам дарит счастье другим». За свою недолгую жизнь Анна Герман подарила людям много радости. А, значит, сама была счастливым человеком.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 23. На струнах Псалтири
Псалом Давида. (В первый день недели)
1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней.
2 Ибо Он основал ее на морях, и на реках утвердил ее.
3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно (ближнему своему);
5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
Псалом 23. Богослужебные чтения

Если вы знакомы с «Исповедью» блаженного Августина, наверняка вы не могли пройти мимо одной его фразы, потрясающей своей глубиной. (большинство слушателей не имеют понятия о тексте этого творения, поэтому предлагаю немного по-другому начать, чтобы у слушателя не возникало ощущение собственной неполноценности) Он говорит о Боге так: «Interior intimo meo et superior summo meo» (в этой фразе нет слов «Ты был» + лучше без латыни обойтись, чтобы у слушателя не возникало ощущение собственной неполноценности). То есть — «Ты был (почему о Боге говорится в прошедшем времени? Получается, что Бог мог измениться или исчезнуть со временем?) глубже моей глубины и выше моей высоты» (Августин Аврелий, Исповедь, книга III, глава 6, § 11). Сейчас мы узнаем, что именно послужило источником такой вдохновенной фразы — а именно 23-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением.
Псалом 23.
Псалом Давида. [В первый день недели].
1 Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней,
2 ибо Он основал её на морях и на реках утвердил её.
3 Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, —
5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!
8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!
10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
Псалом 23-й изображает картину единства величия — и одновременно близости Бога. Псалом открывается гимном о Боге-Творце: «Господня земля и что наполняет её». И это не просто утверждение собственности, принадлежности всего бытия Творцу — но и провозглашение фундаментальной, глубинной связи Творца и творения. Земля и вселенная — не случайность, не результат «игры в кости» — а осмысленный порядок, который Бог основал. Заметим, что здесь находится ключевое отличие ветхозаветного иудаизма от всех древних античных религий, соседствовавших с Иудеей. Древние видели Бога или богов как победителей изначального хаоса. Однако книга Бытия по-особому говорит о творении мира — на этом немного остановимся.
Термины «меоническое бытие» и «уконическое бытие» происходят из греческого языка и активно использовались в русской религиозной философии и богословии начала XX века (особенно у Николая Бердяева и священника Сергия Булгакова). Меоническое бытие (τὸ μὴ ὄν) — буквально «не-сущее», «не-бытие». Слово происходит от греческой отрицательной частицы μὴ («не») и причастия от глагола εἶναι («быть»). Меоническое бытие — это бытие, взятое на границе небытия. Это «не-полнота бытия», состояние, близкое к ничто, но при этом ещё не абсолютное ничто. Именно так и воспринимали действие Творца язычники: что-то уже было, некая праматерия, которая и организуется, оформляется высшими силами.
Но совершенно иное — это уконическое бытие (τὸ οὐκ ὄν) — также «не-сущее», но с другим оттенком: οὐκ — это полное отрицание бытия, абсолютное, радикальное. В отличие от «меонического», «уконическое бытие» — это абсолютное ничто, лишённость даже потенции бытия, абсолютное небытие. Это не динамическая свобода, которая есть в μὴ ὄν, а именно полное отсутствие всякой возможности, полная пустота и невозможность реализации. Библейская традиция однозначно утверждает: именно это и есть начало действия Бога Творца — «из небытия в бытие».
И далее псалмопевец задаётся вопросом: но кто достоин приблизиться к такому Богу? Псалом отвечает ясно: «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто». Дорога к духовной высоте пролегает через внутреннюю чистоту и искренность. Не обилие жертв, не глубина переживаемого страдания, не обилие добрых дел — а только внутренняя прозрачность.
Заключительная часть псалма — торжественный призыв открыть «вечные врата», чтобы «вошёл Царь славы». Здесь вечные врата — символ человеческого сердца и всего мироздания, ожидающего встречи с Богом. Господь предстаёт как сильный воитель, активно вступающий в борьбу против зла и несправедливости, побеждающий силы хаоса. И в этом Его победном входе раскрывается важнейший богословский парадокс: Бог одновременно бесконечно превознесён и бесконечно близок. Именно об этом — мысль блаженного Августина, с которой мы и начали. Этот парадокс достигает высшей точки в христианстве, где Бог воплощается во Христе, становясь полноценным человеком — но не теряя при этом Своей божественной природы.
Как же важно нам почаще вспоминать, что Бог — не отдалённый, внешний наблюдатель, а живой и активный Творец, ожидающий только одного: распахнутости, открытости наших сердец. И когда это происходит — мы действительно становимся соучастниками вечной славы Царя Вселенной — который для нас и создал всё это бытие!
Псалом 23. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 23. (Церковно-славянский перевод)
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема