
Апостолы
Деян., 44 зач., XX, 16-18, 28-36.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Известный церковный ученый и исследователь Библии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) как-то сказал: «Смерть, бывает, свидетельствует об истине сильнее жизни». Так отец Ианнуарий разъяснил суть христианского подвига мученичества — когда люди оказываются верны своим принципам вплоть до смерти. О подобной верности мы слышим в составном отрывке из 20-й главы книги Деяний святых апостолов. Этот текст читается сегодня во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 20.
16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».
36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
Мы только что слышали, как апостол Павел принял решение пойти по пути мученичества. Не потому, что стремился умереть, как какие-нибудь фанатики, а потому что просто не имел иного выбора. Правильнее стоило бы, конечно, сказать, что выбор теоретически существовал, но был хуже смерти. Ведь речь шла о предательстве: веры, Бога, себя. И в прозвучавшем чтении из книги Деяний святых апостолов мы чувствуем это одновременно присутствующее наличие и отсутствие выбора.
Апостол Павел прощается со своими друзьями — пресвитерами (то есть священниками) Эфесской церкви, одной из любимых своих христианских общин. Святой направляется в Иерусалим, хотя прекрасно знает, что ожидает его в иудейской столице. Павел из фанатичного служителя синагоги превратился в горячего проповедника Евангелия. И тем самым подписал себе смертный приговор перед лицом ветхозаветных законников, к кругу которых он когда-то принадлежал. Но данное обстоятельство, если и беспокоило апостола, то не в первую очередь. Гораздо важнее было для него перед ставшей неминуемой опасностью кончины укрепить Церковь Христову, которой он верой и правдой столько лет служил.
Павел понимал, что не может проявить слабость, неуверенность, трусость ни перед врагами Церкви, ни перед её членами. Апостол, конечно же, надеялся послужить христианам ещё. Но не собирался навязывать Богу своих планов. А потому во имя веры и в знак верности Христу готов был принять мученическую кончину. Чтобы явить другим христианам пример верности и любви, которая сильнее смерти.
Павел беседует с эфесскими священниками, и текст этой беседы представляет собой, по сути, завещание. Апостол призывает своих собратьев к жертвенному и искреннему служению. Не для прославления собственного имени, а ради того, чтобы о Христе Иисусе узнал весь мир. Павел, при этом, не ведёт себя как оторванный от жизни романтик-утопист. Он видит множество препятствий на пути обозначенной им миссии.
Апостол прямо предупреждает, что некоторые беды придут не снаружи, а изнутри Церкви. Он с горечью говорит своим собеседникам: «из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». В силу грехопадения Адама все мы теперь тяготеем ко тьме. И даже самый светлый и великий дар можем испортить, начать использовать превратно.
Павел, к сожалению, оказался прав. Уже в его времена стали появляться лжепастыри и лжеучители (еретики), стремившиеся привести людей не ко Христу, а привязать их к себе. Сделать их ресурсом для своих гордости, амбиций, сребролюбия. Прозвучавший отрывок из книги Деяний читается в седьмое воскресенье после Пасхи, когда молитвенно прославляются отцы первого Вселенского собора. Они стали примером того, как можно быть проводниками людей именно к Богу, а не к себе. И служили отцы этой цели и словом, и делом. Как завещал им, а вместе с ними и нам, апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема