У древних римлян в широком обиходе было особое приспособление для кипячения воды. Высокий кувшинообразный сосуд, сделанный из металла. Внизу у него имелось специальное отделение для угля или щепы. Сбоку — отверстие для выхода пара. Называлась эта конструкция «аутепса». Что в переводе на русский язык означает «само-кипящий» или «само-варящий». Да-да, родина самовара — не Россия, а Европа. Именно древнеримская аутепса стала прообразом знаменитого символа русского гостеприимства. Самовар настолько прочно вошёл не только в наш обиход, но и саму культуру, что стал одним из самых узнаваемых символов России.
Но каким же образом и когда самовар попал в нашу страну? Одна из самых популярных версий появления самовара отсылает нас к петровским временам. Мол, любящий всё европейское, царь Пётр привёз диковинку из Голландии, и повелел русским мастерам наладить собственное производство. Однако первое упоминание о русском самоваре историки относят к 1740-му году. В исторических архивах сохранился документ Екатеринбургской таможни от 7 февраля 1740-го года. В нём говорится, что с пристани Иргинского медного завода по реке Чусовой был доставлен груз — бочки с мёдом, мешки с орехами и... самовар! «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской собственной работы», — сообщает таможенная опись. Вскоре самовары на Урале стал производить не только Иргинский, но и Суксунский завод, принадлежавший знаменитому предпринимателю и благотворителю Акинфию Демидову. Появилась даже фирменная «суксунская» форма самовара: напоминающая античную амфору, с изящными ручками и тонкой резьбой.
Кто-то наверняка скажет: постойте! Почему Урал? Ведь родиной русских самоваров считается Тула! Действительно, по-настоящему массовое производство началось именно там. Первая тульская самоварная фабрика открылась в 1778 году. Её основали братья Иван и Фёдор Лисицыны. А уже к середине 19 века в Туле насчитывалось двадцать восемь фабрик по производству самоваров. Каждая из них выпускала более ста тысяч штук в год. Вот какую популярность приобрело в России изобретение из античной Европы! Для русских людей самовар стал не просто предметом быта. Вокруг него за чаепитием собирались всей семьёй. Это были не только минуты приятного отдыха, но и духовного единения. За неторопливой беседой родные, близкие и друзья делились друг с другом своими бедами и радостями. Самовар был, если можно так сказать, «душой» каждого дома. Он сближал и объединял людей.
Уютные семейные посиделки за самоваром перенесли на свои полотна многие русские художники. Например, у Константина Коровина есть работа, которая называется «За чайным столом». У Николая Богданова-Бельского купеческая семья вокруг самовара изображена на картине «Чаепитие». Борис Кустодиев запечатлел за самоваром собственную семью — картина называется «На террасе». Кстати, и сами самовары часто становились настоящими произведениями искусства. Так, например, в 1909 году тульские мастера специально для детей императора Николая II изготовили пять миниатюрных самоварчиков разных форм. Они сохранились — сегодня их можно увидеть в Туле, в Музее тульских самоваров. И пусть самовар придумали не в России, история распорядилась так, что во всём мире он стал символом русской душевности и гостеприимства.
Все выпуски программы Открываем историю
Ярославская Печерская икона Божией Матери (фреска)
Имя мещанки Александры Добычкиной в мае 1823 года стало известно всем жителем Ярославля. Причиной тому послужило чудесное исцеление женщины. Она много лет страдала от жестоких болей в суставах и со слезами молилась Божией Матери. Однажды болящая увидела во сне Печерскую икону Богородицы. На изображении Пречистая Дева восседала на троне, с короной на голове. Царице Небесной предстояли преподобные Антоний и Феодосий — основатели Киево-Печерской лавры.
Александра получила от Божией Матери указание отыскать в Ярославле увиденный образ и совершить перед ним молебен. Страдалица обошла немало храмов. И наконец, узнала знакомое изображение! Это была фреска на стене церкви Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в Спасо-Преображенском монастыре. Приблизившись к иконе, болящая почувствовала облегчение. А после молебна Божией Матери совершенно исцелилась!
В Ярославский монастырь к чудотворному образу потянулись верующие. Были зафиксированы многочисленные исцеления. В 1860 году монастырскую церковь, в которой находилась чудотворная фреска, отреставрировали и освятили заново в честь Печерской иконы Божией Матери. Настенное изображение украсили драгоценным киотом.
Паломничество к святыне продолжалось почти сто лет. После революции 1917 года Спасо-Преображенский монастырь закрыли. Безбожники варварски скололи со стены Печерского храма лик Царицы Небесной. Однако, на этом история чудотворного образа не закончилась. В 2023 году реставраторы восстановили настенное изображение Печерской Ярославской иконы по дореволюционным описаниям. Святыня вновь доступна для поклонения!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Два дня Поста. Светлана Бакулина
Последние несколько лет у меня сложилась традиция приезжать на первую неделю Великого поста пожить в монастыре. Там я стала узнавать больше о смыслах, традициях, символизме этого церковного периода.
Например, когда приехала впервые, узнала, что в первые два дня Великого поста монашествующие вообще не вкушают пищу и не пьют даже воду. Говорят, что такая строгость первых дней задаёт некий правильный тон на всю четыредесятницу.
Я видела вживую, как складывается день этих людей: с пяти утра и до двенадцати дня соборно в молитве на Богослужении, затем с пяти и до семи вечера вновь в храме на Великом повечерии с чтением канона Андрея Критского. Часть Богослужения проходит на коленях. В лицах этих людей не видно страданий от недоедания, недосыпания, но наоборот столько силы и энергии. «Но откуда?» — задумалась я. Для меня и день прожить без вкусной еды — подвиг, а прийти на службу и пробыть там несколько часов на ногах, не поев, не поспав и так каждый день, — это что-то фантастическое. «Физической силы тут недостаточно точно, здесь необходима сила духовная» — размышляла я.
На следующий год я попробовала подражать монахам в воздержании. Но целью были не духовные мотивы, а просто проверить физически смогу я прожить два дня без еды или нет. Один день смогла, да только уже на второй объелась так, как не наедалась даже до поста. Так что план тренировки в воздержании в пост был провален.
Ещё через год решила, что уж на третий раз я точно смогу, как монахи. Главное в этот раз не о еде думать, а настраиваться на пост душевный. В прошлый не получилось у меня одухотворится и попоститься, потому что я неправильные цели ставила — заключила я. Теперь буду ходить на все службы и утром, и вечером и все молитвы читать вместе с монахами. Есть и пить два дня не буду. И вот после таких подвигов уж наверняка все грехи и страсти как рукой снимет с меня — самонадеянно решила я.
Первый день прошёл отлично. Так мне показалось. Провела 8 часов в храме, на еду и воду не смотрела, статьи духовного содержания читала. Так я была довольна собой, что очень захотелось с кем-то поделиться своими успехами и новыми знаниями.
«В монастыре никого таким не удивишь» — решила я. Здесь это не подвиг, а обычный день. И вот на моё счастье позвонил из города мой знакомый. Что-то стал спрашивать, а я ему в ответ давай рассказывать о своём дне в монастыре. Рассказ мой оказался ему не так интересен. Мы даже успели слегка повздорить на религиозной почве. «Ага. А ещё православным себя называет. А сам на каноне Андрея Критского ни разу в жизни не был. Совсем о покаянии не думает...» — с осуждением бросила я фразу под конец разговора. Конечно же, обидела человека. Разговор получился плохой. Я разозлилась, успела осудить.
Ночью спала плохо и второй день моего постничества начался уже не так гладко, как вчера. С самого утра меня бросало то в жар, то в холод, кружилась голова. Всё раздражало. В голове крутился вчерашний неприятный разговор. На службе уже не могла ни стоять, ни сидеть. Стала молиться: «Господи, помоги!». И в голове вдруг возник вопрос: «А я точно вообще всё делаю правильно?» Буквально вчера я читала статью, где приводилась цитата Серафима Саровского: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».
Теперь я поняла насколько точно она характеризовала меня. Ограничив себя постом телесным, я совершенно пренебрегла постом духовным. Но одно без другого невозможно. И первое, что я сделала после службы — написала тому человеку, попросила прощения. Это был мой первый шаг к исправлению. Вторым шагом стало осознание своих мотивов — тщеславный подход к посту. Я приписывала все успехи, изменения и достижения исключительно себе и своей силе воли. В то время как сам Господь сказал: «Без меня не можете творить ничего». И ведь действительно это так. Только стоило в молитве обратить к нему, как всё стало налаживаться, в том числе моё состояние и мысли.
Эти два дня поста действительно помогли мне начать внутреннюю работу над собой. Которую я продолжаю и по сей день. Только теперь не одна. С Богом.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
28 сентября. О фарисействе
В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова, сказанные Христом к фарисеям: «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти».
О фарисействе, — епископ Черняховский и Славский Николай.