
Фото: Olli Kilpi / Unsplash
Март был в самом разгаре. Он хлюпал, капал и звенел весёлыми птичьими голосами. Радуются, малютки. Прыгают в лужи, брызгаются, купаются. Чувствуют, Божьи создания, что пришла пора весну встречать.
Я бежала на праздничную службу. На улице пахло влажной древесиной и почками — это деревья просыпаются и набираются весенней влагой. И вдруг понимаю, что забыла вербу! Как я могла! В такой-то Праздник! В Вербное воскресенье! Христа надо встречать нарядными веточками, а я позабыла...
Вербу на Праздник Входа Господня в Иерусалим освящают с древних времён. Традиция идёт из самого Евангелия. Христа, приехавшего в Иерусалим на ослике, встречали как царя, устилая Его путь пальмовыми ветвями. Но в нашей стране пальмы не растут. И чтобы поприветствовать Христа, верующие приносят на службу вербу, а праздник так и называют — Вербное воскресенье. В храмах в этот день поют тропарь — краткое песнопение, посвящённое Празднику.
Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение:
Первая часть тропаря по-русски звучит так: «Удостоверяя, что будет всеобщее воскресение умерших, Ты, Христос Бог, перед Своими страданиями воскресил Лазаря из мёртвых». А вот как эта фраза звучит на церковнославянском языке: «О́бщее воскресе́ние / пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я, / из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же».
Послушаем первый фрагмент молитвы в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Текст второй части песнопения такой: «Поэтому и мы, подобно детям, нося знаки победы жизни над смертью, восклицаем Тебе, Победителю смерти: Господи, спаси же нас! Благословен идущий во имя Господне!» По-церковнославянски эта фраза звучит так: «Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, / Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: / оса́нна в вы́шних, / благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне».
Давайте послушаем второй отрывок:
В нашем храме, в Софрино, в тот праздничный день было как-то по-особенному уютно и радостно. В руках у прихожан были веточки вербы — тонкие, пушистые. Служба закончилась. Иду к выходу из храма. А навстречу мне батюшка с большой, мохнатой охапкой вербы:
— Заберите букетик, это ваш остался!
— Я свой забыла, батюшка...
— Да говорю, же это ваш! Все свои забрали. А он здесь лежит, вас дожидается.
У меня теперь самый красивый букет, самый пушистый. Не я Господу принесла, но Он мне по Своей милости.
Давайте послушаем тропарь Празднику Входа Господня в Иерусалим полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











