Что может быть прекраснее, чем весна? Только весна в Вечности, рядом с Богом. Алексей Саврасов в пейзаже «Домик в провинции. Весна» даёт нам понять, что рядом — храм Божий: тень церковного купола отражается на красной крыше дома.
— Ах, дорогая Маргарита Константиновна! Какая у вас на даче благодать! Дышится так легко! Чувствуете, пахнет весной?
— Наташенька, я рада, что ты выбралась наконец-то ко мне в гости. Здесь жили ещё мои родители, мы вместе ездили сюда с мая и до осенних холодов. А весной здесь и в самом деле особенно хорошо.
— Атмосфера этого стародачного местечка напоминает мне деревню, где жили мои дедушка и бабушка. У них был большой деревянный дом с резными окошками. Я каждое лето проводила там девочкой. Бабушка держала кур, гусей, а ещё там был большой огород и много-много клубники!
— Знаешь, Наташа, а в Третьяковской галерее есть одна работа, которая очень совпадает с нашим с тобой «дачным» настроением. Сейчас найду её в интернете... Это картина Алексея Саврасова. Она называется «Домик в провинции. Весна». Художник написал её в 1878 году. Вот она! Душевная работа, не правда ли?
— Да, очень трогательная! На ней изображён деревенский домик с красной крышей. На переднем плане — деревца, покрытые свежей весенней зеленью, первая травка проглядывает... Возле дома курочка с цыплятами. Сюжет-то простой, незамысловатый, а так душу греет!
— Да, и обрати внимание, как необычно художник использует на полотне игру света и тени. Часть домика находится в тени. По сюжету это тень от храма.
— Но ведь на картине нет храма, Маргарита Константиновна!
— А посмотри повнимательнее на крышу домика.
— Ах да! Церковный купол, точнее, его тень отчетливо отражается на красной крыше дома!
— Верно! Художник даёт нам понять, что рядом — храм Божий. И для мастера эта деталь очень важна. Он подчёркивает тёмный силуэт купола храма, выделяя верхнюю часть картины ярким световым акцентом. Небо над домом, посмотри, буквально вспыхивает светом. И в этом зареве поблёскивают кроны деревьев, тонкие ветви молодых берёзок...
— Вся природа проснулась после зимних вьюг! Радуется солнышку.
— Солнечный свет в этой работе изображён очень искусно. Не только через контраст светлого и тёмного, но и с помощью тёплой гаммы сиреневого, серого, бежевого цветов, которые использовал художник, чтобы написать небо. Эти едва уловимые оттенки небесного пространства почти не встречаются зимой, а бывают в конце апреля или в мае, когда солнце поднимается достаточно высоко.
— Действительно, от этой работы веет теплом, уютом...
— Да, в ней читается милое очарование русской провинции. Можно долго рассматривать эту картину, каждая её деталь завораживает.
— Вот, например, в небе вьются птицы. А здесь, справа на полотне смотрите-ка! Кошка крадётся за присевшей птичкой по коньку крыши.
— Птицы — частые гости на полотнах Саврасова. Вспомни, например, его шедевр «Грачи прилетели».
— А ещё я вижу клетку с маленькой жёлтой птичкой в распахнутом окне домика. Божье создание, она тоже радуется солнышку, свежему воздуху, наступившей весне!
— Как и мы с тобой, Наташа! Пригрелись на лавочке и не заметили, как время приблизилось к вечеру.
— Зато какую замечательную картину вы мне показали, Маргарита Константиновна! Вот закончится у вас отпуск — приеду к вам в Третьяковскую галерею, чтобы ещё раз насладиться шедевром Алексея Саврасова «Домик в провинции. Весна».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема