В современной России День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа. А вот до 1917 года дата у этого профессионального праздника была другой — 16 апреля. И назывался он немного иначе — Днём основания железнодорожного транспорта. Именно в тот день в 1836 году император Николай I обнародовал Указ о сооружении железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска. Эта небольшая ветка стала первой пассажирской железнодорожной линией в истории России.
Впрочем, сама по себе история отечественных железных дорог началась ещё раньше. Первые в России рельсы протянулись между Медноруднянским рудником и Выйским металлургическим заводом на Урале в 1834 году. Использовался этот участок для промышленных нужд, а построили его крепостные крестьяне заводчика Демидова — отец и сын, Ефим и Мирон Черепановы. Черепановы были настоящими изобретателями-самородками. Демидов не раз отправлял их в заграничные командировки — набираться полезного опыта. Первопроходцем в железнодорожном деле тогда была Англия. Там побывал Мирон Черепанов. А потом, уже в России, вместе с отцом сконструировал на руднике железную дорогу и паровоз! Интересно, что первый русский паровоз довольно сильно отличался от тех, что младший Черепанов увидел в Англии. Причём, в лучшую сторону. Крепостные изобретатели многое в нём модернизировали и значительно улучшили. А в награду получили вольную.
Спустя всего три года железная дорога загрохотала и в столице. Торжественный запуск поезда по маршруту Петербург — Царское Село — Павловск состоялся 30 октября 1837-го. В газетах тогда чего только не писали: мол, от шума паровозов перестанут нестись куры, а ездить в поездах — вредно для здоровья. Однако после первого же рейса пассажиры оценили удобство и быстроту нового транспорта.
В 1851 году в России открылась самая протяжённая по тем временам железнодорожная линия Санкт-Петербург — Москва. Строительством руководил русский инженер Павел Мельников. Это была работа сродни героизму. Немало времени Мельников провёл в поисках подходящего участка для будущей линии. Проводил дни и ночи среди лесов и болот, ночевал на полу в крестьянских избах. Помог, по сути, Божий Промысл. Однажды к Мельникову подошёл крестьянин. Поинтересовался, что барин тут ищет. И... указал ему дорогу на Москву. Оказывается, московский тракт существовал ещё со времён Петра Первого! Но был заброшен, и местами сильно зарос. Это открытие весьма помогло инженеру в его изысканиях. По направлению Московского тракта петровских времён в итоге и прошла железнодорожная ветка Санкт-Петербург — Москва. Важно, что строилась она за счёт государственных средств. В своём Указе Николай I писал: «Мы положили возвесть железную дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы на счет казны, дабы удержать на пользу общую столь важное для всей промышленности и деятельной жизни государства». 19 августа 1851 года император лично оценил преимущество железнодорожного транспорта: вместе со своей семьёй Николай I проехал на поезде из Петербурга в Москву.
Железнодорожный транспорт — давно уже не роскошь, а средство передвижения: привычное, доступное и удобное. Но не только. Железные дороги недаром называют жизненными артериями страны. По ним движутся стратегически важные грузы. Можно сказать, что на железных дорогах отчасти держится экономика государства. Сегодня протяжённость железнодорожных путей в России составляет десятки тысяч километров. Чуть меньше, чем за двести лет, страна проделала огромный путь.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Подобно Израильскому народу Священное Писание называет христиан богоизбранной нацией. В чём же заключается это избранничество? Какие привилегии оно даёт и как ими воспользоваться? Ответ на эти вопросы находим в том отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Евреи времен Иисуса Христа были уверены в том, что по самому факту своего рождения, а также в силу того, что они принадлежат к иудейской религии, у них с Творцом особые отношения. Они Богом избранная нация. Видимым знаком этого глубинного союза они считали обрезание. По сути, аналог христианского крещения. Всё это побуждало евреев считать, что их положение в семье других народов исключительное и привилегированное.
Апостол Павел разделяет убеждения об уникальности Израиля. Однако для него это означает не претензии на лучшую жизнь, но в первую очередь ответственность. Как он говорит сегодня, иудеям вверено «слово Божие». В греческом тексте послания используется существительное «логия», которое обозначало не только звучащую речь, но и закон. А потому под «словом Божиим» Павел скорее всего понимает Десять заповедей и весь нравственный закон Моисеев. То есть для него уникальность еврейской нации заключается в том, что она была избрана стать образцом жизни по закону Бога. Отсюда и обратная закономерность. Всякий, кто живёт по закону Бога, хранит в чистоте свою совесть, является иудеем, даже если он не обрезан телесно.
Мысль апостола Павла вполне можно применить и к современной ситуации. Подобно иудеям в древности теперь христиане являются Богом избранным народом. А коль так, то каждый крещёный человек имеет особое положение в глазах Творца. Речь идёт не о привилегиях, которые делают нашу жизнь комфортной, безопасной и респектабельной. Скорее, речь об ответственности, которая возложена на всякого ученика Христова. И факт Крещения является лишь видимым знаком этого мессианства.
Формы призвания могут отличаться. Ведь мы все очень разные. Однако суть всегда одна и та же. Как говорит сегодня апостол Павел, всем нам «вверено слово Божие». Так Павел даёт понять, что наша уникальность как раз в том и заключается, что мы больше не можем делать то, что нам заблагорассудится. Мы не можем жить, полагаясь только на себя и достигая собственных целей. Мы призваны к тому, чтобы делать то, чего хочет Бог. Во всех своих делах стремиться искать и исполнять Его волю. Вот главная привилегия христианина. Именно для этого Господь привёл нас в Церковь. Наша жизнь должна превратиться в бескорыстное и самоотверженное служение Творцу и окружающим людям. В противном случае мы будем ощущать себя несчастными и нереализованными. Те благодатные дары, которые мы получили в Таинстве Крещения, превратятся для нас в источник внутренних терзаний и, возможно, внешних бедствий. А потому дай же нам, Господи, ясности ума осознать, что такое подлинное христианство, и мужества сердца решительно и бесстрашно идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Защитить от разрушения Никольский храм в селе Мотовилово
Житель Москвы Николай Зимин недавно присоединился к проекту фонда «Белый ирис» - «Школа хранителей храмов». И неспроста - мужчина решил восстановить полуразрушенную церковь во имя святого Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. А началось всё вот с чего.
Николай занимался изучением своей родословной и выяснил, что его пра-пра-дедушка был купцом и на свои средства построил тот самый Никольский храм. В память о родном человеке мужчина решил возродить святыню. Но было и ещё кое-что. Информация о об этой церкви появилась в жизни Николая в особый момент. С началом специальной военной операции мужчина стал усердно молиться за мир на земле, за свою семью, сыновей. Николай дал Богу обет, что, если с его родными будет всё в порядке, он обязательно поможет храму или поставит часовню. А спустя время узнал об истории пра-пра-дедушки и Никольской церкви, которой нужна помощь.
«Жизнь – удивительная штука», - замечает мужчина. Сейчас он проходит обучение в «Школе хранителей храмов». «У меня есть финансовые и организационные ресурсы, но этого недостаточно», - говорит он. «Я хочу узнать о возможностях и опыте других людей. А ещё – найти помощников, ведь одного меня на всё не хватит. В Мотовилово даже дороги нормальной нет. Хочу повлиять на судьбу Никольского храма, возродить его для людей, заодно, надеюсь, и в селе что-то поменяется».
Первым делом важно защитить храм Николая чудотворца от осадков и дальнейших разрушений, то есть провести противоаварийные работы. С этим поможет фонд «Белый ирис». Он открыл сбор для храма Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. Если и вы хотите его поддержать, переходите на сайт фонда: https://nasledie-iris.org/projects/nikolskij-hram-razrabotka-proekta-konservaczii/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Генерал Федор Федорович Абрамов». Константин Залесский
Гостем программы был историк Константин Залесский.
Разговор шел о непростой, но яркой судьбе генерала Федора Федоровича Абрамова, одного из участников Белого движения в период гражданской войны в России, почему он пользовался уважением как у руководства, так и у солдат, и как сложилась его жизнь в эмиграции.