Деян., 20 зач., VIII, 26-39.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Плохо, когда скорби или успехи внутренне угнетают человека — не дают ему по-настоящему радоваться жизни. Про горести в данном контексте уже много говорилось. Давайте поговорим про успехи. И не просто так. А на основании отрывка из 8-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
Мы стали свидетелями эпизода из служения святого Филиппа — диакона Иерусалимской Церкви. Благодаря указанию Святого Духа Филипп встречает на своём пути некоего вельможу — высокопоставленного чиновника из Эфиопии. Данный человек был не язычником, а так называемым прозелитом. То есть перешёл из язычества в ветхозаветную веру.
Смена веры не осталась для вельможи формальностью. Он искренне пытался разобраться в тех или иных особенностях религии Ветхого Завета, читал Писание. Например, книгу пророка Исайи. Но иногда с трудом понимал, о чём идёт речь. Так получилось, что Филипп и эфиоплянин встретили другу друга тогда, когда последний читал в своей колеснице пророчество Исайи о Христе. И смысл образа безвинного агнца — символа Спасителя — разъяснил недоумевавшему вельможе именно Филипп.
Эфиоплянин вдохновился верой и решил принять крещение. И святой диакон совершил над ним это таинство, а затем увидел удивительную вещь. В подтверждение того, что крещение принял поистине достойный человек, на вельможу без какого-либо посредника сошла благодать Святого Духа. Эфиоплянин стал частью Церкви Божией, с радостью в сердце продолжил свой путь. Филипп же необъяснимым образом был перенесён совсем в другое место.
Прозвучавшее чтение учит нас сразу нескольким вещам. Во-первых, тому, что во Христе нет места для национальных различий, все мы во Христе должны быть едины: евреи, эфиопы, русские. Все. Речь идёт не о каком-то космополитизме, глобализации, а о единстве веры и любви во Христе Иисусе. Во-вторых, свидетельство о Христе возможно только при гармоничном союзе благодати Божией и открытости человеческого сердца. Филипп и эфиопский вельможа стремились исполнить не правду свою, а правду Господню.
И, наконец, услышанный нами эпизод ясно показывает, что человек не должен быть пленником своих успехов. Конечно, когда у нас что-то получается, нужно радоваться. А ещё благодарить Бога за возможность сделать что-то нужное, красивое, полезное. Но при этом не стоит «бронзоветь», поддаваясь гордости и самомнению. Не нужно отягощать свою душу камнем успеха. Ведь гордость способна отравить нас изнутри ничуть не меньше, чем уныние. Пусть же Господь научит нас в дни скорбей не терять надежды, а в дни успеха — ясной головы!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как на Руси соль добывали
Соль — сегодня это привычный и обыденный продукт, который всегда на столе. Купить соль можно в любом продуктовом магазине. Однако так было не всегда. Например, в средневековье к соли относились с большим трепетом. Ведь она не только делала пищу вкуснее, но и служила консервантом, позволяющим долгое время сохранять продукты — холодильников тогда не было. Соль широко применялась и на производствах, например, при обработке кожи. До наших дней дошли старинные пословицы о соли: «Без соли стол кривой»; «Без соли, без хлеба худая беседа».
О том, как наши предки добывали соль, может поведать старинная загадка: «Из воды родится, на огне вырастает, а с матерью водой свидится — опять умирает». Соль на Руси выпаривали из морской воды, но чаще — из солёных подземных минеральных источников. Однако, такой источник сначала нужно было найти. Затем пробурить скважину — её глубина могла доходить до двухсот метров! Потом — установить трубы, поставить избу-варницу: там проходило выпаривание соли на больших сковородах — цренах. Этот процесс назывался «варя». Вот как, по описаниям историка Ольги Соколовой, она происходила: «Доведя рассол до кипения, мастер внимательно следил за тем, как шел „кипёж“. При появлении первых кристаллов соли добавляли следующую порцию рассола, тщательно размешивая её, и так повторяли несколько раз, пока не получался густой „засол“. Когда соль начинала оседать хлопьями на дно, её собирали, а затем лопатами выбрасывали на пола́ти. „Варя“ продолжалась без остановок примерно сутки. Высохшую соль ссыпа́ли в мешки и переносили для хранения в амбары, выстроенные на берегу реки». Историки описывали избу-варницу как душное, жаркое помещение, в котором солевары проводили много часов. Соль впитывалась в тело, разъедала малейшую царапину.
О том, где происходила основная добыча соли, сегодня говорят сами названия городов: Солигалич, Сольвычегодск, Соликамск. Многие населенные пункты северной и восточной части страны носили название Усолье. Соловецкий монастырь тоже был одним из крупнейших центров соляного промысла. Интересно, что название обители тоже созвучно слову «соль», хотя на самом деле оно происходит от финского слова «лесной остров».
В Европе очень интересовались российским соляным производством. В 1673-м году в России побывал шведский военный разведчик Эрик Пальмквист. Официально он прибыл как посол с дипломатической миссией. Но имел и тайное поручение — собирать сведения о военном потенциале страны. В Швецию он привёз планы городов, географические карты. При этом среди его рисунков оказалось и подробное изображение соляной варницы на реке Мшаге под Новгородом Великим.
Соляной промысл на протяжении столетий был одной из главных опор российской экономики. Сегодня в Государственном Историческом музее Москвы можно увидеть редкие экспонаты — составляющие старинного производственного комплекса солеварения. И проследить с их помощью весь этот когда-то сложный и трудозатратный процесс.
Все выпуски программы Открываем историю
Борис Кустодиев. «Вербный торг у Спасских ворот»
— Андрей Борисович, как такое может быть? Я совершенно точно уже видел эту картину Бориса Кустодиева. В Петербурге, в Русском музее. Я был там совсем недавно на каникулах. Она даже называлась так же: «Вербный торг у Спасских ворот».
— Олег, всё нормально. Просто у Бориса Михайловича Кустодиева действительно есть две картины с одинаковым сюжетом и названием. Одна из них, как ты верно заметил, находится в Русском музее в Петербурге. А другая — здесь, в Нижегородском государственном художественном музее.
— Кажется, теперь понял! Наверное, одна из них — этюд?
— А вот и нет! Оба полотна — самостоятельные, законченные картины. Хотя и отличаются друг от друга разве что совсем незначительными деталями и размерами. Видимо, вербная ярмарка на Красной площади в Москве очень вдохновила художника.
— Ну, судя по полотну, там действительно было весело. Смотрите: огромные связки воздушных шаров рвутся в небо. Продают пряники и коврижки. А народу сколько! И все нарядные. Чувствуется общая радость и веселье.
— «Вербный торг у Спасских ворот» искусствоведы называют одной из самых ярких праздничных работ Кустодиева. Борис Михайлович часто обращался в своём творчестве к теме православных праздников и русских народных традиций. Художник говорил, что любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому», — это было всегда единственным сюжетом его картин.
— Эх, самому захотелось туда — в гущу праздничной толпы. Интересно, а сам Кустодиев был на этом Вербном торге? Или картина — плод воображения художника?
— Борис Михайлович написал своё полотно с натуры в 1917 году. Вербное воскресение тогда пришлось на 8 апреля. Кустодиев вышел с мольбертом на Красную площадь, где под стенами Кремля шумел знаменитый рынок, который в народе называли «Верба». И буквально за несколько часов создал две картины. В то время живописец был уже очень болен, с большим трудом передвигался. Но желание перенести на холст народную радость оказалось сильнее недуга.
— Андрей Борисович, а ведь Вербное воскресение — это праздник Входа Господня в Иерусалим. Христос вступает на Свой Крестный путь. Канун страстной недели Великого поста. И вдруг — ярмарка, гуляния, веселье...
— Ты правильно подметил. Начнётся Страстная неделя и «замолчит всякая плоть». Но Вербное Воскресение — это предчувствие пасхальной радости. Недаром в этот день даже пост послабляется, и можно есть рыбу.
— А где же верба? Картина называется «Вербный торг у Спасских ворот». Но торговцев вербой что-то не видно.
— Посмотри внимательно на стрелки часов Спасской башни. Они показывают почти половину четвёртого. Вот тебе и ответ. Вербу в храме освящают в субботу вечером и утром воскресенья. Вероятно, её всю уже раскупили накануне. И теперь люди просто гуляют, покупают постные пряники, общаются.
— Андрей Борисович, вы сказали, что Кустодиев написал картину в апреле 1917-го. То есть, Февральская революция уже совершилась. Не за горами и Октябрьская...
— А вместе с нею — гонения на Церковь и веру, запрет на церковные праздники. Запретят Вербный торг у Спасских ворот... Но картина Бориса Кустодиева останется для многих живым воспоминанием об ушедшем счастливом времени.
— Полотно действительно дарит ощущение счастья. А знаете, у поэта Аполлона Майкова есть стихотворение, ну как будто точь-в-точь про это полотно Кустодиева! Я его когда-то в школе учил наизусть, и вот, сейчас вспомнилось:
Что это сделалось с городом нашим?
Право, совсем не узнаешь его!
Сдёрнута с неба завеса туманов,
По небу блеск, на земле торжество!
С вербами и́дут толпы́ за толпа́ми,
Шум, экипажей ряды, пестрота,
Машут знаменами малые дети,
Лица сияют, смеются уста!
Картину Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот» можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Ярославская Печерская икона Божией Матери (фреска)
Имя мещанки Александры Добычкиной в мае 1823 года стало известно всем жителем Ярославля. Причиной тому послужило чудесное исцеление женщины. Она много лет страдала от жестоких болей в суставах и со слезами молилась Божией Матери. Однажды болящая увидела во сне Печерскую икону Богородицы. На изображении Пречистая Дева восседала на троне, с короной на голове. Царице Небесной предстояли преподобные Антоний и Феодосий — основатели Киево-Печерской лавры.
Александра получила от Божией Матери указание отыскать в Ярославле увиденный образ и совершить перед ним молебен. Страдалица обошла немало храмов. И наконец, узнала знакомое изображение! Это была фреска на стене церкви Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в Спасо-Преображенском монастыре. Приблизившись к иконе, болящая почувствовала облегчение. А после молебна Божией Матери совершенно исцелилась!
В Ярославский монастырь к чудотворному образу потянулись верующие. Были зафиксированы многочисленные исцеления. В 1860 году монастырскую церковь, в которой находилась чудотворная фреска, отреставрировали и освятили заново в честь Печерской иконы Божией Матери. Настенное изображение украсили драгоценным киотом.
Паломничество к святыне продолжалось почти сто лет. После революции 1917 года Спасо-Преображенский монастырь закрыли. Безбожники варварски скололи со стены Печерского храма лик Царицы Небесной. Однако, на этом история чудотворного образа не закончилась. В 2023 году реставраторы восстановили настенное изображение Печерской Ярославской иконы по дореволюционным описаниям. Святыня вновь доступна для поклонения!
Все выпуски программы Небесная Заступница