
Татьяна Любомирская
Листая в телефоне новостную ленту, я вдруг увидела сообщение: «На ближайшие два дня несколько крупных авиакомпаний отменили все рейсы в Сочи из-за нелетной погоды».
Вот это да! А у меня завтра планируется вылет именно в этот город.
Моей авиакомпании в опубликованном списке не было, но я в панике я стала проверять почту: не приходило ли письмо, сообщающее, что мой рейс отменен? Нет, всё тихо. На сайте авиакомпании тоже никаких известий. Встревоженная, я стала собирать сумку в дорогу. Как это так ‒ все отменяют рейсы, а мой самолет все-таки планирует лететь? Не опасно ли это? С другой стороны, руководство авиакомпании наверно знает, что делает, а мне очень нужно попасть в Сочи. Пожалуй, все-таки рискну, полечу!
Второй тревожный звоночек произошел уже в аэропорту. Выстояв огромную очередь на регистрацию, я наконец-то подошла к стойке и протянула паспорт. И тут случился какой-то сбой компьютерной системы, все места в самолете оказались заняты. Пока сотрудники аэропорта разбирались с проблемой, уже объявили посадку на мой рейс, а я всё еще не могла зарегистрироваться! В голове назойливо пульсировала мысль: «наверно это предупреждение, что мне не нужно лететь».
«Глупости, — сказала я себе. — Это всего лишь мои страхи. Всё будет хорошо!».
И едва мне протянули долгожданный посадочный талон, опрометью бросилась на посадку.
Поначалу всё шло хорошо. В Москве стояла прекрасная погода, за окном самолета лучезарно сияло солнце. Однако вскоре едва прозрачная дымка облаков стала наливаться густым серым цветом и, в конце концов, превратилась в непроглядную пелену. Когда самолет пошел на посадку, вокруг не было ничего, кроме вязкого тумана.
Даже в пассажирском кресле ощущалось, как осторожно ведет себя пилот, словно на ощупь пробираясь в этом сером сумраке. Казалось, самолет вот-вот опустится на землю, но тут двигатели заработали во всю мощь, и мы снова взмыли в воздух. И так продолжалось еще несколько раз, пока наконец пилот не обратился к пассажирам по громкой связи:
— Уважаемые пассажиры! Из-за очень плохой видимости мы не можем осуществить посадку. Топлива у нас примерно на два часа. Мы будем продолжать попытки, но, если в течение этого времени погода не улучшится, нам придется лететь на запасной аэродром в Минеральные воды.
По самолету пронесся общий вздох. Мне же стало по-настоящему страшно. Конечно, приземлиться совсем в другом городе — приятного мало и сопряжено со многими хлопотами. Но это еще пол беды. Кто знает, как пройдут эти попытки посадить самолет при нулевой видимости и с ограниченным топливом? Всё окружающее вдруг стало казаться таким ненадежным, таким хрупким.
Что же можно сделать в такой ситуации? Только молиться. На ум сразу пришел Николай Чудотворец, известный как покровитель путешествующих. И я обратилась к нему, взывая о помощи так сильно, как наверно не просила никогда в жизни.
Самое интересное то, что, обращаясь к Николаю, я не испытывала ни малейшего сомнения: он поможет. Поможет именно потому, что сейчас моя молитва — настоящая. Не просто машинальный повтор заученных слов без осознания их смысла, а искренний, очень-очень горячий разговор с Богом и Его святым угодником. «Просите, и дано будет вам», — говорил Христос. Если моя молитва сейчас — не просьба, то, значит, я не умею просить.
Последующая за моей молитвой попытка посадить самолет оказалась успешной. Едва шасси коснулись взлетной полосы, в салоне самолета раздались такие рукоплескания, которых на своем веку не слышал ни один концертный зал.
Моя поездка в Сочи прошла очень хорошо. Все тревожные события, которые я трактовала как предостережение от этой поездки, оказались просто событиями. Но кто знает? Возможно, эта цепочка обстоятельств нужна была именно для того, чтобы я соприкоснулась с опытом настоящей, сердечной молитвы? Той самой молитвы, которая не может быть неуслышанной. Той самой молитвы, которая наполняет душу восторгом от близости Господа и Его мгновенной помощи, когда всё твое существо устремлено к Нему.
Как сохранить это ощущение? Не потерять его в повседневной рутине и ложном чувстве безопасности? Наверно, только воспоминанием о таких происшествиях и уверенности, что Господь никогда нас не оставит. Ни на земле, ни на небе.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема