
1-го сентября школьники отмечают День знаний, а православные верующие — ещё и Новый год. Точное название этого церковного праздника — Начало индикта, или новолетие. Он был установлен ещё в 4 веке, на 1-м Вселенском Соборе в Никее. Конечно, церковный Новый год отмечается совсем не так, как светский. В этот день на торжественном Богослужении читается отрывок из Евангелия, который повествует о начале выхода Христа на служение. После крещения в водах Иордана Спаситель возвратился в Галилею и начал проповедовать. Произошло это, по церковному преданию, именно в первые сентябрьские дни. О Новолетии и других праздниках церковного года увлекательно и познавательно рассказывает епископ Серафим (Шарапов) в книге «Войдите в радость Господа».
Кандидат богословия и педагог, владыка Серафим повествует о событиях и духовном смысле двунадесятых и великих праздников просто и доступно. Но вместе с тем хорошо видно, насколько глубоко и детально знает он историю каждого из них. Вдобавок к этому, у автора замечательный, тонкий художественный слог. Вот, например, какими лиричными словами описывает он всеми любимый праздник Рождества Спаса и Господа Бога нашего Иисуса Христа: «Ночь... Тихая, безмятежная, благодатная, неповторимая ночь. Иерусалим, Вифлеем и их окрестности — все объято крепким сном. Ни одним звуком не нарушается торжественная ночная тишина. Вся природа в ожидании чего-то необычного, величественного, чудесного». Рассказ о событиях той вифлеемской ночи плавно переходит в небольшую проникновенную проповедь, которая переносит нас в современность. Кстати, по такому принципу построена вся книга. Например, владыка Серафим обращается к тем, кто устраивает в своих семьях детские праздники на Рождество. «Ты любишь своих детей, ты знаешь, с каким нетерпением ожидают они Рождества Христова. Сколько радости доставит им блестящая ёлка. А по соседству живёт бедная вдова. Пригласи и детей соседки на детский вечер!».
Мы в подробностях узнаем о таких праздниках церковного года, как Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Введение во храм Богородицы и Приснодевы Марии, Рождество пророка Иоанна Предтечи, Сретение Господа Иисуса Христа, и, конечно же, о Светлом Христовом Воскресении, Дне святой Троицы и многих других. Книга не только раскроет нам детали этих событий, о которых мы, возможно, не знали. Но и подарит по-настоящему праздничное настроение. И захочется всем сердцем откликнуться на евангельский призыв, который автор вынес в заглавие книги: «Войдите в радость Господа!»
Все выпуски программы Литературный навигатор
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема