
Роман Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне» часто называют энциклопедией православной жизни. Само название произведения отсылает нас к церковному году, который состоит из круга православных праздников. Автор переносится в далёкие годы, когда он был ещё маленьким ребёнком, и словно заново переживает детское, наивное, чистое и светлое ощущение праздников, которых всегда ждали с радостью и трепетом. Вся жизнь его семьи, и даже бытовая её сторона, строилась вокруг них. Крещение, Благовещение, Троица, Преображение — каждому празднику в романе посвящена отдельная глава. В сущности, это — маленькие самостоятельные произведения. Избранные фрагменты из «Лета Господня», посвящённые Празднику праздников — Пасхе, Светлому Христову Воскресению, а также предшествующему Великому посту, мы найдём под обложкой сборника «Всюду Христос. Великопостные и Пасхальные рассказы».
Такое название соответствует сути творчества Ивана Шмелёва, которое литературные критики называют христоцентричным. «Всё во мне связывается со Христом», — так определяет писатель мироощущение мальчика Вани — то есть, самого себя в детстве — чьими глазами он смотрит на окружающий мир. Мир этот, на первый взгляд, невелик — дом, улица, двор, приходской храм. И всё же он поистине беспределен, потому что в центре этого мира, в глубине чистого детского сердца, присутствует Бог. Он в каждой детали: в старинной, прабабушкиной иконе Распятия, перед которой горит зажжённая накануне отцом «постная» — бесцветная лампадка; к празднику её заменят на новую, красную. В церковном благовесте, поднимающемся в сумеречное вечернее небо. В миндальном печенье в форме креста, которое выпекают на третьей неделе Великого поста. Главы «Чистый понедельник», «Крестопоклонная», «Вербное Воскресение» перенесут нас в удивительное время ожидания самого великого чуда — Христова Воскресения.
В книге «Всюду Христос» собраны и пасхальные главы из книги Ивана Шмелёва «Лето Господне» — «Пасха», «Разговины», «Радоница», «Яичко». В них читатели вместе с маленьким Ваней поучаствуют в предпраздничных приготовлениях. Заглянут в кондитерскую по соседству — там в огромных кадушках пекари мнут творог с изюмом и замешивают сдобное тесто на куличи. Тихой улицей, в темноте, пойдут в храм на Пасхальную Литургию. И грянет долгожданное: «Христос воскресе!» «Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха красная», — делится радостью автор. Особенное, детское восприятие происходящего, глубоко трогает душу. И на какой-то миг словно сам становишься ребёнком, которому во всём вокруг — в цветах и синем небе, в ярких яйцах-крашенках — «чудится живое, неизъяснимо-радостное, святое... И ничего не страшно, потому что везде — Христос».
Все выпуски программы Литературный навигатор
19 июня. О Господе, повелевающем стихиями

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему».
О Господе, повелевающем стихиями — священник Алексей Дудин.
Господь никогда не уничтожает зло злом. И человек, имеющий свободу произволения, может только сам по своей доброй воле и по своему желанию выбрать путь исправления. И человек только сам или создаёт добро и любовь на этой земле, или разрушает их.
Поэтому Господь, повелевающий ветром и бурей, не может повелевать свободой воли человека, созданного им по образу Своему и подобию. И желает, и просит, но никогда не насилует волю самого человека, даже если тот творит недобрые дела.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О спасении через Христа

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
О спасении через Христа — священник Стахий Колотвин.
Каждый человек, который совершает даже самый маленький грех где-то в глубине мыслей, он оскорбляет Бога, бросает вызов Ему, хотя Бог даёт тебе только благое, заботится о тебе. И поэтому можно сказать, мы становимся ни много ни мало врагами Божьими. Не Бог нас делает своими врагами, а мы сами выбираем это.
И как раз именно поэтому даже ветхозаветные праведники, чудотворцы, пророки, которые мёртвых могли воскрешать, всё равно все попадали в ад. Но Господь берёт и нас примиряет с Собой через уступки, через жертву Своего Божественного Сына.
Поэтому точно так же и мы, когда стараемся примириться с окружающими, должны ставить такую задачу, потому что, не примирившись, мы не можем подойти к Чаше Тела и Крови Христовой. А не имея части Тела и Крови Христовой, мы не имеем части в жизни вечной, в наследии Царства Небесного, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Но тем не менее, на этом не заканчивается наша история спасения. А дальше уже, причастившись Святых Христовых Тайн, свидетельствуя о смерти Бога за нас ради примирения с человеческим родом, мы должны жить по Евангелию. Именно поэтому для христианина необходимо как читать и жить по Евангелию, так и причащаться Святых Христовых Тайн. Как напоминает нам апостол Павел, одно без другого невозможно.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О почитании преподобного Илариона Нового

Сегодня 19 июня. День памяти преподобного Илариона Нового, жившего в 9 веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
С Иларионом Новым нам предстоит запомнить, что подвижников с таким именем было двое. Один из них жил в VIII веке, а другой — в веке IX. Оба были исповедниками православной веры и много пострадали от еретиков-иконоборцев. Оба были игуменами великих монастырей, поэтому иногда их называют именем этих обителей: Иларион Пеликитский и Иларион Далматский.
Поэтому сегодня, в день памяти святого Илариона Нового Далматского, важно запомнить следующее. Он прожил ровно 70 лет, годы жизни 775–845. Был игуменом монастыря Далмата, главного монастыря в Константинополе. За иконопочитание он почти 30 лет жил в изгнании, подвергался пыткам и многим злоключениям. Скончался вскоре после Торжества Православия, но по причине многих перенесённых страданий, болезней не смог, а быть может, и не пожелал возглавить свой прежний монастырь.
Все выпуски программы Актуальная тема