
Деян., 15 зач., V, 21-33.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание не стремится быть оригинальным в каждой своей фразе, а потому мы находим в нём множество повторений одних и тех же сюжетов, одних и тех же мыслей. Но удивительно не это, удивительно то, что от нас, несмотря на повторения, упорно ускользают многие библейские нравственные постулаты. Происходит так и с тем постулатом, который неоднократно озвучивает в книге Деяний святых апостолов апостол Пётр. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 5-й главы этой книги, и мы вновь можем услышать апостольское изречение о жизненных приоритетах любого разумного человека.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
В 4-й главе книги Деяний святых апостолов рассказывалась история беседы апостолов Петра и Иоанна с членами синедриона, финалом той беседы стал приказ первосвященников не говорить о Христе, на этот приказ апостолы ответили фразой, с которой невозможно спорить, они сказали, что надлежит Богу повиноваться более, чем людям. Эту же самую фразу апостолы повторили и тогда, когда они снова были насильно приведены к тем же самым первосвященникам. Члены синедриона не поняли апостолов ни в первый, ни во второй раз. Судя по всему, в картине мира этих людей и вовсе не было Бога, Который мог бы общаться с человеком здесь и сейчас, из Евангелия и апостольских посланий можно сделать предположение, что для иудейских первосвященников Бог был некой абстракцией, но никак не Той Личностью, с Которой возможно общаться и Которую необходимо слушаться.
Конечно, такое представление о Боге в корне противоречит христианскому. Мы верим, что Бог всегда рядом с нами, что с Ним можно и нужно общаться, верим, что поиск воли Божией и её исполнение — важнейшая задача человека. Однако точно ли такая вера имеет практическое выражение в нашей жизни?
Конечно, можно сколько угодно усмехаться над религиозными представлениями иудейских первосвященников первого века по Рождестве Христовом, но нельзя не признать, что эти их представления были весьма удобными: они освобождали человека от необходимости постоянного поиска Бога и постоянной неудовлетворённости, ведь если мы честны перед Богом и самими собой, то мы никогда не сможем сказать, что мы вполне знаем волю Божию о нас и уж тем более непросто нам будет сказать, что мы исполняем её во всей полноте. По этой причине мы ищем более простой путь, тот самый путь, который когда-то нашли отрицавшие Христово Воскресение первосвященники: зачастую мы, на словах исповедуя апостольскую веру, живём верой суддукеев. Именно по этой причине Церковь нам вновь и вновь напоминает, что повиноваться надлежит в первую очередь Богу, а не кому бы то ни было ещё, недостойно христианина повиноваться и собственным страхам, собственной неуверенности и собственному комфорту. Дай Бог, чтобы мы услышали это апостольское напоминание и приняли его как руководство к действию!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
18 августа. О подвиге Праведной Нонны Назианзской

Сегодня 18 августа. День памяти Праведной Нонны Назианзской, диаконисы, жившей в четвёртом веке.
О её подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Именно под влиянием праведной Нонны принял христианство её супруг, аристократ из Назианза, Григорий. Она вместе с мужем приняла решение посвятить долгожданного сына Господу. Все члены её семьи, дети Григория: Кесарий и Горгония, почитаются церковью как святые.
О ней самый известный её сын, великий учитель церкви, святитель Григорий Богослов, писал: «Жена, данная Богом моему родителю, была для него не только сотрудницей, что ещё не очень удивительно, но предводительницей. Она сама и словом, и делом направляла его ко всему превосходному. День и ночь припадала к Богу в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе её и неутомимо действовала на мужа, стараясь приобрести его различными способами».
Отошла ко Господу праведная Нонна во время молитвы в храме вскоре после кончины своего супруга. Очевидно, что Господь сохранил для нас память об этой святой семье как пример: образ того, что христианская семья стараниями одной праведной жены стала подлинной малой церковью, церковью святых угодников Божиих.
Это очень высокий пример, но все мы призваны к святости, а семьи наши — к тому, чтобы быть церквями Божиими. Будем же вдохновляться примером праведной Нонны и трудиться Богу, в том числе и в своих семьях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 августа. О реформах Петра I

Сегодня 18 августа. В этот день в 1682 году на российский престол вступил Пётр I.
О его реформах — протоиерей Андрей Ефанов.
Реформы Петра I нельзя оценивать в однозначно позитивном или негативном ключе. С одной стороны, отставание от цивилизованной Европы в России было таким, что без реформ Петра нам грозила перспектива в самом ближайшем будущем стать колонией европейских держав. И в этом отношении Пётр I спас Россию.
С другой стороны, поднимая экономику и развивая промышленность, создавая российский флот и реконструируя армию, Пётр ломал весь многовековой уклад России, что до сих пор негативно сказывается на нас.
Касательно церковных реформ Петра, то здесь сложно найти позитивную составляющую. Упразднение патриаршества, превращение Церкви Христовой в один из государственных институтов принесло православию в России непоправимый вред, последствия которого мы ощущаем до сих пор.
Надо понимать, что Пётр I не был атеистом и богоборцем. Напротив, он соблюдал посты, усердно молился. Однако его увлечение реформами на западный манер в вопросе религиозности сыграло с ним злую шутку, которая обернулась трагедией для России.
Все выпуски программы Актуальная тема